Авторизуйся и получи скидку!

Выбор и использование звуковой карты на примере ASUS Essence STX


Опубликовано: 2014-11-28 15:32:22

Документ без названия

Выбор и использование звуковой карты на примере ASUS Essence STX

Если вопросы на тему "Покупать дискретную звуковую карту или не покупать?" посещают все чаще, то для начала будет лучше подумать вот над чем:
- Являюсь ли я тру-меломаном, для которого музыка - это не только фоновый шум для работы - сидения за компьютером, а что-то больше?
- Может встроенный в материнскую плату звуковой кодек не так уж и плох?
- А на какой акустике вообще слушается музыка сейчас и будет слушаться в будущем?


Ответ на первый вопрос ищется в долгих философских размышлениях и медитациях сидя в позе лотоса, повернувшись лицом на восток или любое другое сакральное направление, сосредоточившись на ощущениях на сарсрана-чакре и держа кисти рук в джнана-мудре (можно и ограничится контрольным вопросом "А оно мне надо?"), то с другими двумя более прагматичными пунктами куда проще.


Так как статья целиком и полностью посвящена звуковому оборудованию, то пропустить рубрику "Жизнь (в данном случае и смерть) замечательных рок`н`рольщиков" совсем не айс. Не знающий нот (поговаривают, что так и было) гитарист-виртуоз и композитор Джими Хендрикс и его психоделик, эйсид, хард-рок. Хендрикс мог из самой обычной электрогитары выжать такое звучание, о котором не догадывались и производители этих гитар (после чего инструмент в конце выступления в обязательном порядке придавался сожжению прямо на сцене), а его новаторские музыкальные эксперименты и подход к музыке обгоняли даже самое расширенное сознание хиппи конца 60-х годов. Именно для такой и подобной музыки прокачанные стереосистемы и подходят по максимуму: исполнители современной попсы из трех нот неплохо себя чувствуют и за счет больших грудных имплантатов. Другим музыкантам приходится и талантом обладать, и сочинять, и экспериментировать - музыкой заниматься... А результаты всех этих тело и мозгодвижений лучше воспринимать через качественную стереосистему.


Дело в том, что старшие модели встроенных звуковых кодеков, типа Realtek ALC8XX, а тем более ALC 1150, при правильной их программно - драйверной настройке звучат совсем не хуже, а то и лучше дискретной звуковой карты из ценового сегмента "до 70 $". И, следовательно, замена первого на второе ничего кроме минусов в бюджет и плюсов к жизненным разочарованиям с обломами не принесет (справедливо только в случае корректной работы без касяков в звучании кодека; сюда же добавляются конфликты с другим оборудованием). При переходе с кодека на звуковую карту рассматривать претендента для покупки стоит того, который стоит более 100 всеми любимых долларов.


Следующим шагом идет прицел на акустику. Для распространенных мультимедийных колонок типа Microlab Solo 7C, Edifire R2700 и более простых решений звуковой карты в 100 у.е. (а иногда и встройки - зависит от требовательности слушателя) хватает выше крыши. Более дорогие звуковухи потянут за собой покупку колонок уже аж никак не за 200 $ пара (а к ним еще и усилитель...) - без этого смысл в использовании продвинутой дискретки практически сводится к нулю. Как вариант - можно ограничится покупкой хороших наушников ~ 150 $. Если же в комнате красуются пара напольных трехполосок от Pioneer, JBL и прочих Magnat, а на полке стоит интегральный усилитель класса АА от аналогичных производителей - можно смело выбирать не только "верхнюю" звуковую карту, но и более продвинутые устройства, типа внешних ЦАП-ов.


В звуковом тракте, как и в конфигурации ПК, да и практически во всем остальном, желательно соблюдать баланс - перекос в минуса одного из компонентов автоматически тянет за собой "все самое лучшее и продвинутое". К стати, если планируется к покупке и серьезная ЗК и не менее серьезная акустика, но по ряду причин сразу можно взять только один компонент "или - или", то начать лучше с покупки именно колонок - в таком случае WOW!-эффекта будет значительно больше (а в некоторых случаях далее еще и необходимость / желание покупать дискретную звуковую карту может отпасть...)


Если тема выбора акустики и усилителя / ресивера / ЦАП и т.д. это уже не тема для статья, а для энциклопедии в пяти томах и с регулярным переизданием, то вот тема выбора звуковой карты потянет на более компактный, но не менее титанический труд.


В данном материале будет рассмотрено что это вообще такое - дискретная звуковая карта; из каких основных компонентов она состоит, их назначение и характеристики; легкие и не очень допиливания с прокачкой звуковой карты - твики, и как этой звуковой картой пользоваться дабы кайфа она приносила по полной программе. И все это будет на примере одной из самых сильных звуковых карт массового рынка - ASUS Xonar Essence STX и ее производных в лице Essence STX II и ST.

ЧАСТЬ 1. Обзор разновидностей карт ASUS Xonar Essence ST/X



Немного истории. Впервые звуковая карта ASUS Essence ST вышла в свет в 2009 году. Чуть позже ASUS вбросила еще одну модификацию этой карты - Essence STX (далее по тексту под STX будут пониматься обе карты, если не указано обратное). Между картами были две разницы - первая разница заключалась в интерфейсе подключения: у STX это PCI-Express x1 (для корректной работы с интерфейсом PCI-E у карты STX распаяна дополнительная микросхема мост PLX Technology PEX8112), а интерфейс у ST - просто PCI; вторая разница - это наличие у карты Essence ST колодки контактов для подключения дополнительной платы расширения ASUS Xonar Hdav H6/A.



Изначально обе карты заточены только под формат звука "стерео" - два канала и ни больше. Плата ASUS Xonar Hdav H6/A раскачивала Essence ST до многоканального формата 7.1. Работа STX только со стерео (формат 2.0) легко объясняется её позиционированием - "аудиофильская" (в хорошем смысле этого слова) карта для прослушивания музыки (прочие способы применения сабжа, типа звука в кино - даже не вторичны). Музыкальный материал записывается на студии именно в этом формате стерео и дальнейшая его принудительная разбивка программно-аппаратными средствами на форматы 5.1 (естественно с тучей искажений исходного сигнала) и боле - это некая форма извращений (исключения составляют специальный музыкальный материал, типа звуков природы, медитативная музыка и подобное...)


После своего выхода Essence STX/ST наделали много шума во всех смыслах этого слова. Картам были распаяны передовые компоненты самых высоких классов, до этого применяемые в основном на устройствах с куда более тяжелыми ценниками (да и то далеко не во всех). Чего стоил только цифро-аналоговый преобразователь TI Burr-Brown PCM1792A с просто выдающимися характеристиками и возможность замены операционных усилителей без пайки, которая даже для более продвинутых устройств была беспрецедентным случаем, не говоря уже о компьютерных звуковых картах. Не оставался без внимания и отличный усилитель для наушников TI TPA6120. На массовом рынке звуковых карт по качеству звучания и техническому исполнению у Essence (даже чисто "коробочному" исполнению без каких-либо доработок - это очень важное примечание!) попросту не было конкурентов. Поэтому и приходилось Essence тягаться, причем довольно таки успешно, с внешними ЦАП-устройствами в ценовом диапазоне до 500 у.е... Основной конкурент по ЗК в лице Creative долго не мог оправиться от такого удара, но все же выпустил карту Sound Blaster ZxR, способную подергать Essence за конденсаторы. Только было это уже значительно позже и в основном за счет более широкого функционала с разными примочками.



ASUS Essence STX/ST стали таким себе пропуском в мир Hi-Fi (End) звука для пользователей ПК. И если прочие производители аналогичных по уровню качества звучания устройств (в основном это уже были полноценные внешние цифро-аналоговые преобразователи) продавали подобные "пропуска" ну никак не дешевле 400 $, то ASUS их сливала по 200 вечнозеленых - рекомендованная цена за Essence STX/ST. Естественно за подобный демпинг "поделие ASUS" получило тонны негатива от "истинно правильных" производителей и их почитателей, но карта хуже звучать от этого не стала.


Кроме того Essence STX предоставляла обширное поле для самодеятельности просто неимоверных масштабов, выходящих далеко за пределы текстолита карты в самом прямом смысле. В профильной ветке по сабжу на одном из форумов пользователи даже выражали особую благодарность ASUS за использование для Essence замечательного текстолита с годными дорожками, выдерживающих десятки сеансов перепайки. Из коробки в "стоковом состоянии" карта звучит на вполне высоком уроне, но даже это звучание очень далеко от того, на которое она способна.

Естественно ASUS ну никак не могла вот так вот просто взять и не срезаться на мелочах - применить на карте ТОП-овые основные компоненты, но при этом частично "обвязать" их копеечными второстепенными деталями, не отвечающих уровню основных. Потенциал Essence STX был частично похоронен под слоем дешевых компонентов, а в качестве могильной плиты выступала то ли техническая халтура разработчика, то ли не самая разумная экономия. При правильном пользовании паяльником и замене операционных усилителей (без, а иногда и с минимальной пайкой) качество звучания Essence STX взлетает в космос. На тех же специализированных форумах за пятилетнюю историю звуковой карты собраны тонно - горы материалов по допиливанию карты - те самые "твики", и отчеты о использовании разных ОУ в самых разных сочетаниях.



Есть и особо предприимчивые умельцы, которые даже поставили допил Essence STX на производственный конвейер (объявления типа "Прокачаю Вашу ASUS Essence STX/ST по самые некуда"). В некоторых случаях стоимость комплекса наиболее распространенных твиков по стоимости (включая затраты на "новые" компоненты) выравнивается со стоимостью самой звуковой карты, но как правило, результат себя оправдывает (при условии, что есть на чем слушать...). Иногда в результате переделок получается некая монстро-карта из детских ночных кошмаров, но это уже так называемый "хардкор". Не хардкорному пользователю вполне достаточно простой замены стоковых операционных усилителей Essence STX на более приличные. Так как эта операция не подразумевает пайку самой карты, то и гарантия на нее сохраняется. В некоторых случаях не лишним будет и подключить к MOLEX разъему дополнительного питания карты специальный самопальный фильтр (назначение и схема фильтра далее).



В любом случае "пятилетняя давность" Essence STX пусть не вводит в заблуждение. Аудиотехника, она, естественно, тоже развивается, но не так стремительно (да и вообще не так), как, скажем IT. Если ТОП-овая видеокарта сохраняет свои позиции в течении двух лет (+ / -), то для компонентов аудио пять и более лет - это даже не срок, а хороший такой "прогрев" (еще одна прелесть звуковой карты заключается в том, что стоит один раз в нее хорошо вложится и радовать она будет как минимум долго). Многие верхние и близкие к ним компоненты аудиосистем уже достигли таких высот, что "прорываться в развитии" уже особо и некуда - дальше только покупка собственного музыкального коллектива с инструментами и оборудование для него небольшой концертной площадки в своей комнате... Поэтому для верхов прогресс в основном сводится к совершенствованию и отшлифовке имеющихся наработок.


Единственный сегмент аудио, в котором развитие идет семимильными шагами - это "низы", которые с каждым годом все сильнее догонят средний класс. Даже встроенные в материнские платы звуковые кодеки, тот же ALC1150, по качеству звучания и функционалу уже вплотную подошли к дискретным устройствам начально-среднего уровня.


Во-вторых, возвращаясь к Essence STX, карта за пять лет своего существования была не раз перепилена и самим производителем. Есть несколько ревизий "первоисходной" карты, в каждой из которых ASUS правила собственные касяки "железной" части и допиливала драйвера звуковой карты, первые версии которых так же вызывали тонны негатива пользователей.


Последняя ревизия карты:



И версия 1.0:



К тому же совсем недавно вышла новая модель карты - Essence STX II. Иименно модель, а не очередная ревизия (и это спустя почти 5 лет с выхода STX; назовем ее "STX I").



Essence STX II отличается от предшественницы "базовым" набором операционных усилителей Hi-End класса - карте установлены 2 ОУ Muses 8920 в преобразователях ток/напряжение (I/U) и 1 ОУ Muses 8820 в сглаживающий аналоговый фильтр. Эти три ОУ пришли на смену 2 х JRC 2114D в преобразователи ток - напряжение + 1 х LM4562NA в фильтре, устанавливаемые "по умолчанию" STX I; в большей степени именно эти микросхемы (с вполне приличными паспортными характеристиками, но явно неподходящими для STX) и душили потенциал карты, и их замена на более подходящие является "Must do" телодвижением № 1 после покупки Essence STX. Плюс в нагрузку к установленным ОУ в звуковую карту STX II есть еще и в коробке три альтернативных комплектных операционных усилителя того же премиум-класса для энтузиастских экспериментов - это одни ОУ Muses 8820 и два LME 49720. Да, еще в комплекте к STX II идет и специальный пинцет для безопасного извлечения ОУ из кроваток на звуковой карте.



Если для STX новые микросхемы ОУ для замены нужно было заказывать в специализированных магазинах радиоэлектронных компонентов (зачастую даже в забугорных; и, кстати, ушло-предприимчивые мастера из поднебесной успешно поставили на промышленный поток подделку самых продвинутых и соответственно самых дорогих микросхем, так что...), а потом еще и ждать от трех недель и до победы пока они приедут (конечно же перед этим проштудировав не один десяток страниц форумов), то в STX II производитель об этом сам позаботился. Конечно же и стоковые - комплектные ОУ Essence STX II можно заменить на что-то получше, но в любом случае эта необходимость будет (если вообще будет) скорее "спортивным интересом", чем обязом.


Также ASUS поколдовала и с второстепенными компонентами звуковой карты и их разводкой на плате, включая подсистему питания и его фильтрации (что крайне важно - полезно), заменив откровенно сливающие компоненты на компоненты куда более соответствующие по классу - технической целесообразности основным деталям звуковой карты. Теперь на Essence STX II распаяны пленочные конденсаторы Wima в питании ОУ фильтра, линейные регуляторы питания TI IPS 7A4700 и 7A3301, "специально отобранный" термокомпенсированный осциллятор (он же резонатор) TCXO и много других не менее приятных вещей.



Для Essence STX доработка питания и перепайка некоторых "легких" компонентов являлась "Must do" телодвижением № 2 по восстановлению потенциала звучания. Подобные манипуляции уже целиком и полностью относятся к "харкорным" и по силам далеко не каждому, кому они интересны (подбор - покупка компонентов, пайка, убийство подопытной карты, покупка новой...). Вот этот самый "домашний хардкор", по большей его части, ASUS реализовала в промышленных масштабах над Essence STX дабы в итоге получить Essence STX II. По сути ASUS проделала с Essence STX многие их тех "твиков", которые в течение пяти лет нарабатывали и дорабатывали мастера паяльника и канифоли. Вполне возможно, что с Essence STX III (снова лет так через пять...) ASUS полностью догонит хардкорных паяльщиков и "тройку" вообще не нужно будет дорабатывать. Хотя в то время умельцы во всю будут мастерить миниатюрные реакторы холодного ядерного синтеза для запитывания STX I rev.1.0.


Единственный момент с выходом STX II, который так и остался непонятым продвинутой публикой - это упорное использование ASUS старого сигнального процессора ASUS AV100 (перемаркированный С-Media Oxygen 8787). Этот морально устаревший процессор перешел по наследству от карт Essence STX/ST и даже "тогда" вызывал не мало вопросов. Во-первых этот ASUS AV100 имеет несколько худшие технические характеристики в наиболее востребованном режиме частоты дискредитации 44.1КГц (именно в этой частоте кодируется основная масса музыкального материала) по сравнению с прочими и менее востребованными режимами типа 96 КГц. Во-вторых, процессор может работать только с интерфейсом PCI и как следствие картам Essence STX и Essence STX II на интерфейсе PCI-E нужно паять дополнительный костыль в виде моста-коммутатора PLX ExpressLane PEX 8112. При этом у ASUS есть и более простые звуковые карты, но на базе более современных DSP без вопросов и костылей работающих с шиной PCI-E. Есть у С-Media Oxygen 8787 и прочие... особенности, но для обычного пользователя они скорее будут незначительными ввиду их непонятности.


Если пайка нового процессора в рамках очередного "ревизирования" Essence STX была бы... как-то уж совсем жирно, то в рамка выпуска новой модели STX II эта пайка была бы вполне логичной. Похоже что ASUS по самые некуда затарила склад процессорами С-Media Oxygen 8787 и пока их всех не распаяет ничего нового на картах Essence STX не обнаружится.


Помимо указанных выше доработок (и недоработок), Essence STX II получила и ту самую колодку от Essence ST для подключения платы расширения до 8-ми канального звука. В продаже есть Essence STX II без комплектации оной (её потом можно докупить отдельно и практически в любом магазине; конечно, если понадобиться) и сразу карта с платой - Essence STX II 7.1.



По поводу сравнения качества звучания Essence STX и Essence STX II однозначного ответа нет - нужно учитывать что с чем сравнивается. Если поставить рядом Essence STX II и Essence STX первой ревизии со стоковыми ОУ и без намека на прочие твики, то разница естественно будет сильная и аж никак не в пользу STX I. Если же Essence STX II сравнить с Essence STX последней ревизии (часть улучшений STX II есть и в распоряжении STX I rev.100500) да и с подобранными годными операционными усилителями, то разница если и будет, то не принципиальная b далеко не на всех акустических системах. Да и совсем не факт что будет вообще. Нужно пробовать.


Что касается разницы в ценах моделей звуковых карт - рекомендованная цена на Essence STX ~200 у.е. против ~270 тех же у.е. за Essence STX II, то она в наибольшей степени обусловлена комплектными операционными усилителями STX II. Для STX замена трех операционных усилителей на не самые продвинутые, но на очень хорошие, потянет примерно на 50 - 60 $ (+ время на их доставку, иногда пайка на переходники и прочие дополнительные телодвижения), что практически выравнивает стоимость стоковой Essence STX II со стоимостью слегка прокачанной Essence STX .

ЧАСТЬ 2. Компоненты звуковой карты

А теперь часть "Что, для чего и почему оно нужно". Звуковую карту условно можно разделить на 4 участка:



1 - питание; здесь фильтруется и "правится" электричество от блока питания ПК;
2 - цифра; на этом участке происходит обработка цифрового сигнала на сигнальном процессоре и паяются элементы для вывода цифрового сигнала на внешние устройства;
3 - аналоговый выход; участок отвечает за преобразование цифрового сигнала в аналоговый, его допиливание и вывод на усилитель или активные колонки;
4 - аналоговый вход; участок для снятия аналогового сигнала с микрофона и подобного оборудования и преобразования в цифровой.


Поэлементно.


Первым элементом звуковой карты выступает цифровой сигнальный процессор (Digital Signal Processor, DSP) - микропроцессор, предназначенный для цифровой обработки сигнала.



Его задача в пределах звуковой карты заключается именно в обработке, а не в воспроизведении звукового материала, и работает DSP только с цифровым сигналом до его преобразования в аналоговый. Разбивка звука на многоканальную аудиосистему 7.1 домашнего кинотеатра по технологиям Dolby Laboratories (Dolby Digital, ProLogic, Virtual Speaker и прочие) и их аналогов от альтернативных разработчиков, применение различных эффектов помещений, программный эквалайзер, работа со звуком и его кодирование в специальном софте, технологии типа "гипер-басс", и другие "Crystalaser" повышающие качество звука (а на деле просто маскирующие недостатки на аппаратном уровне звукового устройства) именуемые "улучшайзерами" - все это задачи выполняемые на DSP. К нему же относятся и звуковые технологии многоканального виртуального звука и расчет позиционирования объектов / NPC / сетевых игроков из компьютерных игр. Если разработчик игры напихал в свое творение продвинутые чудо-звуковые эффекты, а звуковой карты с годным сигнальным процессором в системнике нет, то все эти игровые звуковые эффекты будут рассчитываться силами центрального процессора и, соответственно, откусывать от него часть производительности. В случае же наличия процессора звуковой карты задачу расчета звуковых эффектов он берет на себя, разгружая (в некоторых случаях довольно заметно) тем самым ЦП.


Второй по списку, но никак не по значению, идет микросхема цифро-аналогового преобразователя или просто ЦАП (Digital to Analog Audio Converter, DAC) - с нее для прослушивания музыки и начинается все самое интересное. Функция ЦАП полностью соответствует его названию и заключается в преобразовании цифрового сигнала - в основном двоичный код (0 и 1), понятный "компьютеру", в аналоговый сигнал - ток, напряжение или заряд, "понятный", в нашем случае, аудиотехнике - усилителю, колонкам, наушникам и прочим устройствам из этого раздела. Насколько качественно отработает себя ЦАП, настолько и качественный звук будет на выходе.


Микросхема ЦАП звуковой карты для прослушивания музыки куда более критична, чем сигнальный процессор - в идеале он даже не должен в этот процесс вмешиваться. Но на одном только гипер-ЦАП далеко не уедешь - многое зависит и от "обвязки" самой микросхемы - "соседних" деталей. Если сравнить качество звучания звуковой карты с самым казырным ЦАП, но в окружении лажающих компонентов, с другой звуковой картой аналогичного первой "общего" уровня на базе пусть и более простого ЦАП но с грамотной обвязкой, то с большей долей вероятности звуковая карта № 2 будет звучать лучше первой. К тому же заметить разницу между Hi-End ЦАП и просто хорошим ЦАП можно будет только при наличии ну очень хорошей акустики. Следовательно и ограничиваться при выборе ЗК только одним описанием ЦАП по типу "мега-ЦАП с соотношением сигнал/шум -100500 ДБ" совсем не стоит. Звуковая карта - это очень комплексное устройство, в котором все компоненты, даже не самые основные, могут ощутимо влиять друг на друга. И их не нужно рассматривать в отрыве от остальных.


ASUS Essence STX / STX II распаян ТОП`овый по сей день ЦАП TI Burr-Brown PCM1792A способный выдать чистый звук с просто запредельной детальностью, но из-за изначально не самой оптимальной обвязки (включая стоковые операционные усилители) потенциал этой микросхемы "в ручную" раскрывается до сих пор.



Крайне желательно скармливать ЦАП качественный, а главное - оригинальный цифровой сигнал с программного музыкального плеера, так называемый Bit Perfect. Это "состояние сигнала" Bit Perfect подразумевает абсолютное соответствие цифрового сигнала, поступающего в ЦАП, тому сигналу, который выдал плеер и без внесения в этот сигнал каких либо изменений (искажений) со стороны обработчиков сигнала, через которые сигнал проходит по пути "из плеера" до ЦАП (абсолютно все 0 и 1 двоичного кода на своих местах как в оригинале). Вносить эти самые искажения могут и сама операционная система в виду "особенностей" работы ее программных аудиоинтерфейсов, и драйвер звуковой карты в виду халтуры его разработчика, и сам пользователь звуковой карты подрубая через панель управления ЗК программную обработку сигнала на DSP - эффекты мега-бассов, эквалайзер или типа того. Первый тип искажений исключается использованием специальных софтовых аудиоинтерфейсов ASIO или WASAPI вместо стандартного Windows Audio Services - о них далее; второй тип искажений правится тоннами негатива в письмах отделу техподдержки разработчика; а третий тип - отключением любой программной обработки сигнала на DSP (обычно в панели управления звуковой карты есть и такая специальная кнопка (для звуковых карт ASUS эта кнопка называется "Hi-Fi"), которая убирает все подключенные пользователем эффекты).


Даже регулировка громкости из панели управления драйверов, микшером Windows и ползунком громкости в программном плеере - все это обработка и корректировка "первичного" цифрового сигнала Bit Perfect. Программными методами понижается изначальная 100 % громкость - это называется программная аттенюация, и пользоваться ей нежелательно. Если есть возможность - все настройки громкости - плеер, микшер, панель управления звуковой карты устанавливаются на 100 %, а регулировка производится за счет крутилок громкости на усилителе для колонок или наушников; в этом случае изменяется уже аналоговый сигнал (для него это не так страшно) и совсем не программными методами.
И немного о дравйвере ЗК: новая версия драйвера может улучшить звучание карты только в случае внесения в это звучание жутких касяков кривой предыдущей версией. Отшлифованный драйвер на звучание никак не влияет - не ухудшает и не улучшает.


Сразу после ЦАП идут операционные усилители (An operational amplifier, Op-Amp). Операционный усилитель или ОУ - интегральная схема, включающая в свой состав несколько транзисторов, резисторов, диодов и конденсаторов, объединенных в единую схему (корпус) и выполняющая определенную функцию преобразования и обработки уже аналогового сигнала (или накопления информации). Производители звуковых карт говорят проще - для придания звуку различных оттенков, окраса (и прочие визуальные эпитеты). Говоря технически корректно - корректируют амплитудно-частотную характеристику (АЧХ). По факту же ОУ в зависимости от своих характеристик и "наполнения" в некоторой степени изменяет звучание карты. В случае с Essence STX и ее производных разные ОУ оказывают довольно сильное влияние на звучание карты (и не всегда такое влияние идет на пользу); на других звуковых картах эффект от замены ОУ может быть менее выражен.



Вот пример использования подобных операционных усилителей, но уже не как интегральной микросхемы "всё в одном", а на базе дискретных элементов где каждая автономная боевая единица паяется отдельно (три "блока" слева):



Звуковым картам нижнего и среднего уровней операционные усилители производителем паяются намертво (и это если вообще паяются; а если паяются, то никто не мешает их перепаять), на более продвинутых картах паяются специальные кроватки / колодки (...по типу процессорного сокета) для замены микросхемы ОУ без пайки, а уже в эти колодки и устанавливаются микросхемы ОУ. В большинстве случаев используются кроватки под ОУ выполненные в корпусе DIP-8 (числовой индекс обозначает количество контактных ножек операционного усилителя), что сильно ограничивает выбор ОУ из списка доступных; справедливость восстанавливают специальные переходники - сначала на них паяются ОУ нужного форм-фактора, а потом вся сборка устанавливается в кроватку DIP-8.


На примере Essence STX замена микросхем операционных усилителей происходит примерно так: при установленных "стоковых" ОУ 2 х JRC 2114D в преобразователях I/U + 1 х LM4562NA в фильтре карта выдает грязные и резкие высокие частоты, "задирает" их вверх (можно даже найти описания типа "выносящие мозг ВЧ"), а середина наоборот приглушается, затирается детальность - не каждому слушателю эта "особенность" прокатит (нет, всё не настолько плохо, как может показаться на первый взгляд; просто к "продвинутому устройству уровня Hi-Fi" предъявляются более серьезные требования). Вот эти микросхемы:



Для некоторых направлений музыки такой перекос может наоборот пойти и на пользу, но это только и именно для некоторых направлений. Подбором - заменой ОУ звучание карты можно сбалансировать по частотам и заодно его подчистить, тем самым повышая общее качество звука, его детальность... музыкальность "для любых музыкальных жанров" - универсальность (по сабжу - дораскрыть потенциал ЦАП TI Burr-Brown PCM1792A). Если к вопросу подбора ОУ подойти с размахом и достаточным пониманием дела, то можно подогнать звучание карты под свой собственный, конкретный вкус слух и под свои любимые музыкальные направления.


Если же заморачиваться с подбором ОУ нет желания и/или возможности, но есть желание и/или необходимость скорректировать звучание карты, то можно установить одну из "универсальных" связок на все случаи жизни - благо за пятилетнюю историю твиков Essence STX накопилась целая база знаний о итоговом звучании карты с самыми разными микросхемами ОУ. На сегодня наибольшей популярностью (из тех, что не стоят по 50 баксов за одну микросхему - MUSES01 и прочие) для Essence STX (для других ЗК список может быть другим) пользуются вот такие комбинации микросхем:
- 1 х 2 ADA4627-1BRZ в фильтр + 2 x 2 ADA4627-1BRZ в преобразователи I/U
- 1 х 2 ADA4627-1BRZ + 2 х 2 LME 49990MA
- 1 x AD8620 + 2 х 2 ADA4627-1BRZ


Практически во всех из указанных выше случаях применяются одноканальные микросхемы (1 х 2 ADA4627-1BRZ) ОУ в то время как STX заточена под установку двухканальных микросхем (1 x AD8620) и как итог - на место одной двухканальной микросхемы нужно устанавливать уже две одноканальные. "Общеизвестно что" пара одноканальных микросхем отрабатывает себя лучше, чем их один двухканальный аналог. Опять же приходится тянутся за специальными переходниками - одна микросхема паяется с одной стороны платы - подложки, вторая - с ее обратной стороны; после чего вся сборка легко устанавливается в кроватку DIP-8 на место двухканальной микросхемы.



Самый дорогой комплект микросхем из приведенных - 1 х 2 ADA4627-1BRZ + 2 x 2 ADA4627-1BRZ обойдется в ~ 65 $ (это уже и с переходниками, и напаянными (человеком с прямыми руками) на них парой ОУ; такие "все включено" проще купить на барахолках специализированных форумов, но можно и в более стандартных магазинах радиоэлектронных компонентов + ожидание доставки заказа 3 и более недель + самостоятельная пайка). 65 баксов за 6 крохотных, черных фиговинок с непривычки может показаться не рациональным и даже абсурдным, но оно того стоит: после прокачки Essence STX комплектом 1 х 2 ADA4627-1BRZ + 2 х 2 LME 49990MA за ~ 47 вечнозеленых звучание карты стало еще круче. Можно даже так:



Подсистема питания. Да, у звуковой карты она тоже есть, но задачи у нее немного отличные от задач питальника материнской платы. ASUS Essence STX, как и другие звуковые карты, ЦАП, да и любая другая высококлассная аудиотехника требовательна к качественному электропитанию (плохое электричество - плохой звук). И вот здесь компьютерные звуковые карты находятся в заведомо худшем положении, чем аналогичные но внешние устройства так как питаться электричеством этим картам приходится от компьютерного блока питания и материнки.



И дело тут не столько в качестве БП сколько в самом его типе - вот так вот просто взять и поменять имеющийся блок питания на "золотой", "платиновый", да хоть "калифорниевый" уже не прокатит (исключение - если до этого был китайский (тот, что совсем-совсем китайский) блок питания). Компьютерный блок питания - он импульсный. Такой тип хорошо себя отрабатывает когда нужно обеспечить стабильность питания при высокой мощности и потреблении электроэнергии комплектующими. А вот подать немного но качественного питания без электромагнитных помех, шумов, пульсаций, наводок и прочих не то чтоб ненужных, а совсем "убийственных" для звуковой карты вещей (для комплектующих по типу процессора, видеокарты и прочих все эти "шумы" практически фиолетовы) ему уже сложно. К тому же и при производстве таких БП не нужно раскошеливаться на совсем дорогостоящие компоненты, что в итоге снижает его стоимость и повышает привлекательность.


Внешним ЦАП и приличным внешним звуковым картам в обязательном порядке вставляется свой собственный блок питания + свой провод от розетки, и этот блок питания - линейный. Например - внешний ЦАП ASUS Essence One (фото ниже; все, что левее крутилки громкости - блок питания). Часто стоимость такого блока питания откусывает 1/3 и более стоимости всего устройства. Этот самый линейный БП как раз и нужен, чтоб обеспечить компоненты ЦАП качественным неразбавленным Колумбийским электричеством.



Компьютерным звуковым картам приходится же довольствоваться тем, что даст импульсный БП, но и это поправимо. Вот пример годного, самодельного, отдельного и линейного блока питания для Essence STX, способного вытащить звучание звуковой карты еще на одну ступеньку вверх (по "программке" твиков после замены ОУ идет шаманство с питанием - установкой БП). Но и с таким чудо - устройством не все так просто: для его подключения уже нужно и питание самой карты перепахивать, и приделывать ей плату генератора... и стоит это удовольствие не дешево.



Задача "питальника" звуковой карты заключается именно в фильтрации - подчистке питания от БП, и на этом, на самом деле важном участке карты, ASUS тоже срезалась - те компоненты, которые применяются на Essence STX, их тип и свойства - качество не самым лучшим образом справляются со своей задачей. Но ту не столько вина ASUS, сколько того самого импульсного БП - фильтруй, не фильтруй...


У старших звуковых плат есть и дополнительный разъем питания - обычно это 4-pin MOLEX или разъем как у ископаемого флопи-дисковода, иногда - 6-pin PCI-E. Естественно для работы ЗК питания от слота PCI - PCI-E будет более чем достаточно, и задача такого разъема заключатся вовсе не в "подпитке" карты. Он нужен чтоб дать аналоговой части ЗК более чистое питание напрямую от БП, исключив его (питания) проход через материнку и минимизировать те самые ненужные шумы, наводки и прочее. "Цифровая часть" карты продолжает питаться от материнки.


Немного помочь с чисткой питания могут специальные фильтры по типу переходника, которые подключаются к MOLEX разъему доп. питания звуковой карты (диапазон звуковых карт Essence STX не ограничивается), а уже в этот фильтр вставляется кабель питания от БП. Такой фильтр может отсеять часть помех и наводок, но бывает эффективным не всегда. Раньше установка фильтра питания была чуть ли не обязательной (после замены ОУ); сейчас же его эффективность и целесообразность держится под сомнением. Вот "усредненная" схема фильтра "собери сам":



По компонентам используются - дроссели с ферритовым сердечником (T1, Т2), конденсаторы пленочные c фильтрацией ЭМП (С1 - С4), конденсаторы электролитические (С5, С6). Качество и люфт компонентов ограничивается фантазией и/или познаниями в схемотехнике. В итоге получается примерно это:



При наличии знаний - компонентов - инструментов фильтр собирается легко и быстро; при отсутствии з - к - и фильтр можно купить на тех же форумах, на которых покупаются сборки ОУ. Опробовать такой фильтр "на себе" пока как-то не выходит - для чисто спортивного интереса стоимость фильтра (он не так уж и дешев, как предполагалось) великовата.


В любом случае дополнительное питание звуковой карте подключается отдельным кабелем питания от БП и больше никаких устройств на этот кабель не вешается (!!!). Это исключит наводки от других комплектующих и быстрый (да и вообще любой) HDD из них самых страшный. Еще иногда на кабель питания ЗК вешается ферритовое кольцо, по идее оно тоже может убрать часть высокочастотных помех из БП...


Микросхема усилителя для наушников (Headphone Amplifier, H Amps). Опять же интегральная микросхема, состоящая из транзисторов, диодов и прочих, только маленьких деталей, собранных в одном корпусе, по типу ОУ. Задача микросхемы также ясна из названия - усиление аналогового сигнала с ЦАП для его вывода на наушники с высоким сопротивлением (для "прокачки" низкоомных наушников усилитель не особо и нужен, и такие наушники вполне можно подключать к аналоговому выходу на колонки). При проектировании Essence STX наушниковому усилителю было выделено особое внимание, так как производитель затачивал карту и под работу с самыми высококлассными "аудиофильскими" наушниками. Сабж получил микросхему класса "Hi-Fi" от Texas Instruments - TI TPA6120, которая по своим характеристикам и качеству звучания способна тягаться с приличными внешними усилителями на дискретных компонентах.



Годные микросхемы усилителей поддерживают несколько коэффициентов усилия сигнала и эти коэффициенты можно руками выставлять через панель управления картой в зависимости от номинального сопротивления подключенных наушников. Для TI TPA6120 это наушники с сопротивлением от 16 до 600 Ом, а в панели управления есть режимы усиления 0 дБ для наушников "до 64 Ом", + 12 дБ для 64 - 300 Ом и + 18 дБ для 300 - 600 Ом`ных наушников. Возможность устанавливать коэффициент усиления помогает оптимизировать работу микросхемы под конкретную нагрузку, что в итоге повышает качество звучания и при выборе ЗК для пользования не одной моделью наушников. На наличие этой возможности стоит обратить внимание.


Часто на форумах можно найти вопросы типа: "Клацает звуковая карта (механический звук). Что делать? Памагите!" Делать ничего не нужно, все в порядке. Часто аналоговый выход и выход с усилителя для наушников физически разделены между собой - перерезаны сигнальные дорожки на текстолите, и представляют собой разные ветки. В места разрывов устанавливаются реле (на Essence STX это те большие, белые, с надписями NEC), которые коммутируют (замыкают - размыкают дорожку) и направляют сигнал в нужную сторону на необходимый выход + сбрасывается статическое напряжение. Вот эти самые реле и клацают.


Аналогово-цифровой преобразователь или АЦП (Analog-to-digital converter, ADC) - микросхема с абсолютно противоположным ЦАП назначением - преобразование аналогового сигнала с микрофона и прочего подобного в цифровой сигнал и его вброс в сигнальный процессор для дальнейшей обработки - кодирования - конвертирования.



У Essence STX АЦП выполняет скорее декоративную функцию (карта с сильным перекосом в сторону ЦАП) и это микросхема Cirrus Logic CS5381-KZ в паре с ОУ NJM5532. Вдруг когда-нибудь, кому-нибудь и сгодится в бытовых целях типа по пьяни поорать в караоке...


Для других, профильных нужд - геймеры и ор в микрофон, звукозапись и прочее нужна другая звуковая карта, но не Essence STX. И дело тут не в паспортных данных АЦП - для распаянных микросхем они вполне приличные. Именно сигнальный процессор AV100 не приспособлен для каких-либо сильных манипуляций и нет аппаратной поддержки нужных для этого дела технологий. Карты от Creative с этой задачей справляются куда лучше, и имеют необходимый программно-аппаратный функционал.


Конденсаторы. Тоже важная - нужная вещь. Если для материнских плат сейчас идут в ход твердотельные конденсаторы, то для звуковых карт (и другого звукового оборудования) лучше подходят именно электролитические. Да, они прослужат не 100500 часов как твердотельный, но по своим техническим свойствам и характеристикам именно они оптимальны для тракта аналогового сигнала.



Верхние звуковые карты в обязательном порядке распаиваются электролитическими конденсаторами (иногда только на участке питания карты можно найти твердотельные; там есть задачи с которыми они справляются лучше); карты среднего диапазона могут рассчитывать на хорошие твердотельные конденсаторы либо на "абы какие" электролитические (кстати, для ASUS Xonar D1/DX гора твердотельных конденсаторов не помеха).
Для ЗК массового рынка в основном применяются японские Nichicon серий Fine Gold и прочих. Да, конденсаторы хороши, но часто под паяльник идут и они, а на смену Nichicon`ам приходят что-то на тему ELNA Silmic II. Это тоже может несколько подтянуть звучание звуковой карты - например, в случае Essence STX можно "смягчить и подчистить" звучание высоких частот. Вторая часть конденсаторного "твика" звуковой карты - это шунтирование электролитического конденсатора пленочными.


Экран(ы) от электромагнитных помех (ЭМП, не путать с электро-магнитной пушкой) тоже крайне полезная штука. Системный блок для компонентов звуковой карты - это такой себе ящик Пандоры, но в нем хранятся не все человеческие несчастья и бедствия, а всевозможные электромагнитные помехи разного коэффициента гадости, которые для ЗК выполняют аналогичную бедам и несчастиям функции. Эти помехи могут исказить чудо-качественный аналоговый сигнал, внести в него шумы и свести на нет работу гипер-ЦАП. И если любопытная Пандора только приоткрыла ящик "и офигела", то карте достается сильнее - её в этом же ящике и закрывают. И чем качественнее и характеристичнее компоненты ЗК, тем сильнее они подвержены влиянию вредных для них ЭМП.



Для минимизации влияния помех та часть звуковой карты, которая работает с аналоговым сигналом, и закрывается экранами - железяками, контактирующими с "минусом" питания (для цифровой части эти помехи в том количестве, в котором они присутствуют в корпусе ПК, не критичны). У Essence STX экраны - это крышка с тигром + медная полоса.


Еще и в текстолит карты добавляют слои проводников для лучшей защиты карты "сверху" (на фото их не видно, но они есть...). Соответственно внешние ЦАП практически лишены пагубного влияния ЭМП, что еще раз прогибает позицию компьютерной ЗК по отношению к ним.


Разъемы подключения кабелей. Тоже нужная вещь. Для мультимедийных звуковых карт эти разъемы в основной своей массе представлены дырками "мама" 3.5 мм miniJack (мини-, малый джек) и соответствующие им такие же мультимидейные акустические системы и наушники разной степени продвинутости подключаются миниджеком "папой". Верхние звуковые карты (в нашем случае Essence STX), рассчитанные на работу с более тяжелым оборудованием - усилители, ресиверы, эквалайзеры чаще "комплектуются" разъемами RCA (по нашему - тюльпан). Как минимум это обеспечивает совместимость и подключение ЗК к усилителю одним межблочным кабелем без необходимости лепить какие либо переходники. Усилители и прочие миниджеками пользуются крайне редко, а пара RCA (по одному разъему на каждый канал) есть практически всегда. У совсем продвинутых ЗК для профессиональных нужд разновидность экзотических разъемов подключения стремится к бесконечности.



Для подключения наушников используются чаще малые джеки, либо большие - те которые 6,3 мм. Дорогие "правильные" наушники в основном идут с разъемом 6,3 мм, но это не обязательно... К тому же и переходники есть.


И немного о самих кабелях. Конечно можно для подключения звуковой карты к усилителю купить какой-то чудо-межблочный кабель, омытый слезами девственницы за одну, две, три и более тысяч долларов за 1 метр кабеля - это, наверное, очень круто, но... Но и пользоваться совсем китайскими шнурками тоже необходимости нет. Межблочный кабель лучше взять просто приличный (да, кабель тоже может и внести искажения в передаваемый им сигнал, и отловить наводок от "соседнего" оборудования - отработать себя как радиоантенна). Здесь понятие приличности включает в себя: проводник из бескислородной меди сечением 1,5 - 2 мм и минимальным сопротивлением; экранирование кабеля (можно двойное) от внешних наводок - помех; и нормальные разъемы (как минимум чтоб плотно "сидели" на разъемах оборудования), лучше с позолотой - исключит окисление контакта. В магазине такой "приличный" кабель с набором необходимых качеств можно взять за 20 - 30 $ (или на сколько позволяет фантазия), но можно пробежаться по интернет барахолкам, типа Slando, и уложиться в 10 - 15 баксов.



Перегибать с длиной межблочного кабеля тоже не стоит - она просто должна соответствовать + небольшой запас. Если усилитель и ПК находятся в радиусе 1-го метра друг от друга, то брать трехметровый кабель нет нужды.


Теперь пройдемся по основным "паспортным" характеристикам, которыми производители чаще всего описывают свои произведения:


- частота дискретизации. Если открыть технический справочник, то сразу станет понятно, что частота дискретизации (или частота семплирования, англ. sample rate, опорная частота) — частота взятия отсчетов непрерывного во времени сигнала при его дискретизации (в частности, аналого-цифровым преобразователем). Измеряется в герцах. А сама дискретизация - это "Преобразование непрерывного информационного множества аналоговых сигналов (непрерывная функция) в дискретное множество называется дискретизацией или квантованием по уровню (ср. «Квантование по времени»)". Как то так...


При выборе ЗК проще пользоваться вот этим: абсолютное большинство музыкального материала идет с частотой дискретизации в 44,1 КГц, реже в 96 КГц и еще реже в 48 КГц; звуковые дорожки фильмов и звук внутри игры чаще идет с частотой дискредитизации в 196 КГц. В выбранной звуковой карте главное чтоб она на аппаратном уровне поддерживала работу при необходимой ЧД, иначе опорная частота материала будет переведена в поддерживаемую - это называется передескридитация. Не все обработчики из музыкальных плееров и драйверы звуковых карт корректно справляются с этой задачей и в итоге можно отловыить гору ненужных искажений оригинального сигнала. Большинство современных звуковых карт не зависимо от их позиционирования и цены, также как и встроенные кодеки материнских плат, полностью поддерживают указанные выше частоты.


- разрешение, оно же разрядность (или "битность"). Как и остальная комплектуха ПК звуковая карта работает со "стандартными" разрядами данных: музыкальный материал - это 16, иногда 24 бита. Опять же, главное - чтоб ЗК их и поддерживала. В качестве поддерживаемого разрешения еще указывается и 32 бита, но это уже для внутренней обработки сигнала.


- отношение сигнал/шум (ОСШ; англ. signal-to-noise ratio, сокр. SNR или S/N) - отношение мощности полезного сигнала (непосредственно звуковой сигнал) к мощности шума в канале передачи сигнала (фоновые электромагнитные помехи). В случае звуковой карты измеряется в дБ. Соответственно ЗК с более высоким показателем SNR будут выдавать более чистый звук. Но гнаться за запредельными показателями так же не стоит - как говорят "люди в теме" данный показатель, конечно если он не ниже плинтуса, не так критичен, как об этом заявляют производители звуковых карт. Эти самые запредельные показатели можно будет оценить опять таки только на супер-акустике. Вполне приемлемым для хорошей звуковой карты будет "ОСШ" не ниже 110 - 115 дБ. Для микросхем ЦАП и усилителя наушников характеристики, как правило, немного различаются и указываются обе. Также и для разных режимов частоты дискредитации показатели могут отличатся: лучше смотреть в сторону SNR при частоте 44,1 КГц.


- коэффициент нелинейных (гармонических) искажений. Искажения, вызывающие появление в частотном спектре выходного сигнала составляющих, отсутствующих во входном сигнале в виду нелинейности системы обработки и передачи сигнала, а коэффициент - их числовое выражение (указывается в процентах). Опят же, как-то так... Для более простого понимания КНИ можно охарактеризвать как степень касячности ЦАП о остальной аналоговой составляющей звуковой карты. Но в любом случае - чем он меньше, тем лучше. Но запредельные гипар-показатели можно оценить только на...


Естественно, перечнем выше технические характеристики звуковой карты не ограничиваются. Но эти, так сказать, основные. Более сложные характеристики "для простого смертного" пользователя уже не особо нужны. Да и паспортные характеристики компонентов-карты это только и только характеристики компонентов, которые в полной мере не отображают итоговое качество звучания карты - системы. Есть много примеров ЗК с запредельным "паспортом", но с вполне посредственным звучанием, а есть и наоборот... Самый верный способ оценить звучание карты - это ее послушать. По другому - только сложить впечатление о.

ЧАСТЬ 3. Пользование

И напоследок так себе "курс молодого бойца" по использованию дискретной звуковой картой.


Интерфейс ASIO. Как где-то, когда-то было указано - пока цифровой звуковой сигнал проделает путь от программного плеера до драйвера звуковой карты он пройдет и через службы и обработчики звука операционной системы Windows Audio Services. Все эти ненужные костыли могут вносить в оригинальный сигнал искажения после чего никакого Bit Perfect не получится. Чтобы исключить пагубное влияние ОС и был разработан интрефейс - протокол передачи данных ASIO (Audio Stream Input/Output), который перекидывает сигнал из плеера сразу в драйвер ЗК в обход протоколов Windows. Вот как-то так он и работает:



Ранее ASIO использовался в профессиональной среде, после чего перешел к домашнему использованию, а для его поддержки достаточно чтоб звуковая карта поддерживала работу драйвера ASIO (большинство современных звуковых карт с этой задачей справляются) и плеер с поддержкой протокола. Сам по себе ASIO не является какой-то панацеей от некачественного звука - он не улучшает звучание, а только исключает то, что может это звучание испортить. При этом есть и обратная сторона использования интерфейса - удобство. ASIO полностью исключает возможность обработки сигнала микшером ОС и драйвером ЗК: никакого эквалайзера, эффектов и даже регулировка громкости катит только из плеера + отключаются посторонние звуки ОС и приложений (вот здесь уже могут быть конфликты софта). Если все таки нужна дополнительная обработка сигнала - то это только к плееру.


Как альтернатива ASIO выступает протокол WASAPI (Windows Audio Session API) в режиме Exclusive. Он действует более мягко - сохраняется возможность использования панели управления звуковой картой и все то, что она предлагает. При этом, как и через ASIO, сигнал будет идти в обход Windows Audio Services, а если в панели не будут заданы обработчики, на ЦАП пойдет тот самый Bit Perfect.


Если звуковая карта не работает ни с ASIO, ни с WASAPI - есть вариант использовать протокол ASIO4ALL, но по факту он касячит покруче чем Windows.


Плеер. На тему звучания разных программных плееров по всему интернету гремят холивары о преимуществах и недостатках (троллям-гурманам понравится). Но в качестве программного плеера чаще используется Foobar2000 (F2K). Интерфейс плеера, конечно, жутко деревянный и пока его настроишь... Зато он дает возможность ну очень гибкой его настройки, предлагает множество настроек о обработки сигнала, а с помощью дополнительно устанавливаемых плагинов функционал плеера взлетает в космос. А главное - Foobar запросто и корректно работает и с ASIO, и с WASAPI - нужно только скачать с сайта (всё бесплатно... и без обязательной подписки на мусор Яндекса) и установить соответствующие плагины: ASIO support (foo_out_asio.dll) и/или WASAPI output support (foo_out_wasapi.dll). Можно установить оба плагина, а подключать нужный вывод из настроект плеера.


Эквалайзер (может быть как программным: плеер со своим плагином - обработчиком или драйвер звуковой карты со своим DSP - работают с цифровым сигналом; так и аппаратным внешним устройством, которое работает уже с аналоговым сигналом) - что-то, что позволяет точечно и избирательно корректировать громкость на конкретной частоте (частотах) из всего диапазона частот звукового сигнала.


С помощью эквалайзера можно... не всегда и обязательно улучшить, но скорректировать звучание аудиосистемы в зависимости от своих личных предпочтений и/или музыкальных направлений, подогнать "особенности и характер" звучания конкретных колонок и тем самым компенсировать и "затереть" их недостатки. Звучание колонок подгоняется даже под "особенности" помещения... Эквалайзер - это такой же инструмент, которым каждый может пользоваться на свое собственное усмотрение, но, как говорят "люди в теме": "Если есть желание играться в эквалайзер - значит есть касяки со звуком в аппаратной части." И тут дело вот в чем - в студии при записи музыкального материала над его обработкой, сведением и эквализацией (эквалоизация - процесс пользования эквалайзером. КЭП) парятся не один день и звукорежисеры с аранжировщиками и сами музыканты, и все это ради того чтоб донести до ушей слушателя материал именно в том виде, в котором он изначально и задумывался + чтоб все это дело играло "правильно". При неаккуратном пользовании эквалайзером в домашних условиях без уважительных на то причин проделанная работа теряется. Да и звук уже будет не тот... Например, тру-Hi-End стереосистема даже не предполагает каких либо регулировок звучания своим пользователем - нет крутилок тембров, басов, а эквалайзер так это вообще ересь и кощунство (вся система настраивается специальными людьми со специальным слухом и специальными приборами). Пользователю можно крутить только ручку регулировки громкости. И все это для того, чтоб он не лез туда, куда ему лазить не нужно и не испортил всю задумку.
Если все-таки желание покрутить эквалайзер сохраняется (исключение - преследуется цель специально исказить сигнал... вот чтоб низы аж мозг выносили и т.п.) то пользоваться им желательно по-минимуму, аккуратно и с пониманием дела, а не выкручивать одну полосу до упора туда, а соседнюю вон туда (хотя и так тоже можно). Ориентироваться можно вот на этот список частот и их влияния на итоговое звучание ("+" - повышение от ноля; "-" - понижение):


50 Гц
+ повышается полнота звучания бас-бочки, томов и контрабаса. Звучание инструментов становится "сочным"
- повышается разборчивость баса, устраняется бубнение


100 Гц
+ подчеркивается мощь басовых инструментов, звучание становится жестче
+ улучшается наполнение звуков гитары и барабанов. Звучание инструментов приобретает мягкость и сочность
+ тембр рояля теплеет, становится бархатистым. У звуковых образов труб улучшается телесность
- исчезает бубнение (смешение близких нот) у гитар, звучание получается более ясным


200 Гц
+ голоса вокалистов становятся более наполненными и телесными, их тембр теплеет
+ у малых барабанов и гитар повышается наполнение и плотность звучания
- исчезает мутность партий вокала и среднечастотных инструментов. Голоса становятся более ясно очерченными
- в звучании тарелок устраняется звук гонга


400 Гц
+ басовая линия становится более ясной и открытой, улучшается читаемость инструментов. Подчеркивается бас-гитара
- в звучании больших барабанов устраняется эффект "картонной коробки"
- тарелки отодвигаются вглубь звуковой картины


800 Гц
+ бас становится более ярким, улучшается восприятие НЧ-инструментов. Акцентируется малый барабан
- исчезает "дешевый" звук у гитар: удаляются резонансы, "смазливая" окрашенность тембра


1,5 кГц
+ в басе улучшается ясность и подчеркивается мелодическая линия, "тяжелая артиллерия" звучит нарочито выразительно
- удаляется передемпфированность ("тупой" характер) акустических гитар


3 кГц
+ усиливается и становится более ярким звук щипка баса
+ на тихих партиях рояля улучшается атака
+ бэк-вокалы звучат мягче и ровнее


5 кГц
+ эффект присутствия вокалистов заметно усиливается с выдвижением на передний край сцены
+ увеличивается атака у низкочастотных инструментов (барабаны)
+ акцентируется "звук пальцев" на акустическом басе
+ улучшается атака на рояле и акустической гитаре, звучание электрической гитары становится ярким.
- второй план звуковой сцены отодвигается вглубь
- звучание тонких струн гитары смягчается


7 кГц
+ тембр вокала приобретает яркость
+ усиливается атака у низкочастотных инструментов (большие барабаны), в звучании появляются металлические нотки
+ у перкуссионных инструментов усиливается атака
+ оживают тусклые голоса
+ акцентируется "звук пальцев" на акустическом басе
+ звучание синтезаторов, электрических и акустических гитар, рояля становится ярким, подчеркнутым
- смягчается воспроизведение шипящих согласных у вокалов


10 кГц
+ тембр вокала становится ярче
+ осветляется тембр акустической гитары и рояля
+ звучание тарелок становится более жестким
- смягчаются шипящие согласные в голосах вокалистов


15 кГц
+ становится более ярким тембр голосов вокалистов, выделяется эмоциональная составляющая
+ тарелки, струнные инструменты и флейты звучат ярче
+ синтезированные звуки приобретают реалистичность звучания


В общем:
+ частоты ниже 100 Гц делают звук более массивным и ощутимым, но также могут сделать его бубнящим
+ от 100 до 250 Гц могут добавить звуку полноты
+ около 400 Гц делают звук более грубым
+ от 600 до 800 Гц добавляют звуку глубины и полноты
+ от 1 до 2 кГц могут усилить атаку звука и обозначить удар барабана
+ от 2 до 4 кГц делают звучание инструмента более близким, усиливают эффект присутствия
+ от 5 до 7 кГц делают звук инструмента более резким
+ от 10 до 18 кГц добавляют звуку прозрачности и воздушности
Если тарелки звучат неясно, срежьте несколько децибел в полосе от 1 до 2кГц.


Как правило большинство "руководств по ковырянию" эквалайзера подытоживается фразой: "но вообще эквалайзер должен быть выставлен в ноль..."

ИТОГО

Вот, в принципе, и всё. Естественно, тема звука, звуковых карт, аудиосистем, усилителей и всего такого перечисленным выше не ограничивается, а только начинается. Вообще заниматься звуком - довольно интересно. Были бы мозги, руки и деньги (или хотя бы два из этих компонентов).


По поводу Essence STX - да, можно очень долго рассуждать о касяках ASUS... Но сделай производитель вот всё как нужно - карта уже бы 200 $ не стоила. Если нужно чтоб вот все по фен-шуй, то... ASUS Essence ONE, но уже в 4 (+ 1 за MUSES Edition) раза дороже. Карта STX уже пять лет держит за собой позицию "самая казырная звуковая карта для ПК" и успешно отбивает атаки "новичков", а это как бы намекает... + элементарная прокачка операционными усилителями. Кайф.


Помимо поделок ASUS и Creative также можно найти и много других интересных вещей (но купить их будет уже сложнее) - это ESI Juli@ - MAYA, Audiotrak Prodigy HD2, карты от Onkyo - SE-200 и SE-300 и много других. Вот за последними уже придется побегать - у нас в магазинах jyb не продаются, только из-забугории + со всеми вытекающими.


Наверное, самое главное при увлечении аудио не подхватить какую-то жестяковую и неизлечимую стадию аудиофилии (в плохом смысле этого слова, с которым можно ознакомиться на том же лурке) и начать слушать уже именно звук, а не музыку. А кайф от музыки можно получать независимо от "крутости" техники, которая её воспроизводит.

На этом всё.

Автор: Артём О. (С)