Авторизуйся и получи скидку!

Тест Gigabyte GTX 650Ti OC


Опубликовано: 2013-06-26 11:23:55

Тест Gigabyte GTX 650Ti OC (по паспорту Gigabyte GV-N65TOC-1GI)

Сегодня продолжим тесты видеокарт «сладкого» уровня «middle», но перейдем на сторону зеленого лагеря NVidia. Как видно из названия, играться мы будем с поделкой Gigabyte GTX 650Ti OC (ОС – обозначение наличия заводского разгона). Также как и с картой 7850 от Gigabyte, которая была протестирована чуточку ранее, Gigabyte GTX 650Ti также имеет 4 вариации: первый вариант с одним вентилятором СО Triangle Cool Fan, второй с двумя вентиляторами Windforse 2, эти же карты имеют разные объемы видеопамяти: 1 и 2 гигабайта и там и там. На подопытную видеокарту установлен охлад Triangle Cool Fan и 1 ГБ VRM (поделки от Gigabyte с СО Windforse 2 уже были рассмотрены и показали они себя в части охлаждения очень хорошо, так что попробуем, что ни будь новенькое). Прямым конкурентом GTX 650Ti от красных красными позиционируется HD 7770, зелеными – HD 7850, нам же лучше ориентироваться на что-то посередине этих значений.



А под «новенькое» включим тоже что-нибудь новенькое из мира хеви-шок-индастриал метала – свежевышедший альбом Rob Zombie. Видать, режиссура, съемки и написание сценариев фильмов про всякую расчлененку, а также арт-директорирование порно-журнала Робу поднадоели, и он решил выпустить что-то в формате mp3. После последнего довольно лажового альбома, новый слушается куда более весело.

В комплекте с видеокартой в коробку поклали один переходник питания 2 х 4 pin MOLEX на 6 pin, диск с драйверами и фирменными программными утилитами, инструкцию по установке видеокарты. Никаких переходников на разные типы подключения мониторов в коробке нет, но так как на самой карте и так есть почти все необходимые на сегодня варианты подключений (1 х HDMI, 1 х D-sub, 2 х Dual Link DVI-D), то необходимость таких переходничков минимальна. Минимальная мощность блока питания для работы всей среднестатистической системы в купе с Gigabyte GTX 650Ti OC – 400 W.

Сабж сегодняшнего теста мне очень понравился: я уже и не помню, когда в последний раз держал в руках такую крохотную карту с приличной производительностью. Карта действительно имеет очень скромные размеры. Gigabyte, в отличии от многих своих конкурентов, в данной версии карты решили не перерабатывать эталонный дизайн печатной платы GTX 650 в сторону его увеличения. Те карты Gigabyte, которые идут с СО Windforse 2 имеют более длинный текстолит по размерам где-то средний между «полнодлинными» 660 Ti/ 7850, и эталонной версией GTX 650.



Компонентная база Gigabyte GTX 650Ti OC соответствует стандарту Ultra Durable 2, перекочевавшему с материнских плат. Данный стандарт означает применение, при производстве в данном случае видеокарты, транзисторов с пониженным сопротивлением затвора (Low RDS(on) MOSFET), дросселей с ферритовым сердечником (Ferrite Core Choke) и только твердотельных конденсаторов (причем именно Японских) с пониженным эквивалентным последовательным сопротивлением (All-Solid Capacitor). Материнские платы в плане цифры Ultra Durable ушли заметно дальше, чем видеокарты: на материнках уже во всю применяется стандарт Ultra Durable 5, а видеокарты данный аппгрейд пока обходит стороной (а жаль…).



Чипы памяти, в отличие от эталонного образца, распаяны с обеих сторон текстолита, хотя этой самой памяти такой же гигабайт, как у референса. Да, делает эти чипы памяти Hynix.


 

Что касается нафаршерованности схемы подсистемы питаня ГПУ, то тут нет совершенно ничего, отличительного от эталонной карты. Только самый необходимый минимум: 2 фазы для чипа и 1 фаза для памяти. Хоть карта Gigabyte GTX 650Ti OC и обладает заводским разгоном (1032 MHz по чипу против заводских 925 MHz + можно и руками несколько мегагерц дорисовать; память никто не трогал – стандартные 5400 MHz), но при таком скромном питальнике с разгоном лучше особо не баловаться.


И вот еще что, точно такой же текстолит и подсистема питания используется для производства карт уровнем пониже, типа 640 и прочих… производитель просто паяет разной мощности камни.
Система охлаждения

Суть СО Triangle Cool Fan – это ребро с треугольным сечением (по заявлению маркетолога производителя, который не вспомнил о существовании равнобедренной трапеции – хотя, может «равнобедренная трапеция» звучит на английском языке менее круто, чем «Triangle») посередине цельнопресованного алюминиевого радиатора. Это самое ребро делит на две части направленный от вентилятора поток воздуха и распределяет его движение к краям радиатора. Всё. Сам радиатор примитивен как лапоть. Никаких тепловых трубок, испарительных камер или друг чудес охладительного прогресса не применяется. Обдувается радиатор ста миллиметровым вентилятором. Более подробную информацию о СО Triangle Cool Fan производитель расписал на обратной стороне коробке изделия на нескольких языках. Кожух СО и вентилятор выполнены из красивого полупрозрачного глянцевого пластика – смотрится СО довольно симпатично.



При холодном старте системы Gigabyte GTX 650Ti OC работает при 24 °С, при этом частоты памяти и чипа составляют 324 МГц (у коллег по тестовому цеху в простое частота памяти составляла 162 МГц), рабочее напряжение – 0,85 вольт. Если поклацать браузер, то карта переходит в подобие 3D режима: частота камня повышается до 1032 МГц, а память до 2700 МГц, не забывает карта и про поднятие напряжения – 1,1 Вольта. Температура чипа при таких скачках выросла до 29-ти градусов Цельсия. Шума система охлаждения в «простое» карты не издает вовсе: даже отключал все корпусные вентиляторы и прислушивался в непосредственной близости уха к системнику: тишина. Пока полет нормальный, если не считать скачков частот.


За 3 минуты прогона FurMark прогрел Gigabyte GTX 650Ti OC до 61-го градуса.



Максимальная скорость вращения вентилятора выросла до 63-х % или 1860 оборотов в минуту. В таком режиме шума работы СО не было, а вот «звук» был: было слышно такое периодично – цикличное шарканье как от трения двух поверхностей при вращении – возможно, что чем-то где-то какая-то деталь вентилятора трется о что-то соседнее. Скорее всего, это имеет место быть только в чисто - конкретно подопытном экземпляре, и если сильно захотеть, то такой возможный дефектик можно поправить и самому имея руки и напильник.


При принудительной установке оборотов вентилятора на 100 % (2430 оборотов в минуту) шумность работы СО практически минимальная – все очень тихо и на фоне общего шума системника видеокарта аж никак не выделяется (может быть самую – самую малость). Шарканья тоже не слышно.


При 100 % оборотов FurMark за три минуты прогрел карту до 55-ти градусов… и появилось это самое шарканье… Я несколько раз просто запускал кочегарку и оно опять появлялось. Выключаешь FurMark – шарканья нет… Включаешь – есть… Мистика…


В разгоне Gigabyte GTX 650Ti OC (при небольшом повышении напряжения на 0,037 В) способна стабильно работать на частоте 1133 МГц по чипу и 1550 (6200) МГц по памяти. Эти данные чуть выше среднестатистических данных разогнанных значений по интернетам– скорее всего попался очень удачный экземпляр камня. Максимальная температура этого образца в разгоне составила 64 °С при комнатных 24-х.
Так как 64 °С – это далеко не предельная температура работы чипа карт GTX 650Ti, то в целом СО Triangle Cool Fan можно признать полностью годной.

ТТХ GTX 650Ti и ближайших собратьев:

Наименование

GTX 650

GTX 650 Ti

GTX 660

Кодовое имя

GK107

GK106

GK106

Техпроцесс, нм

28

28

28

Размер ядра/ядер мм2

118

221

221

Количество транзисторов, млн

1300

2540

2540

Частота ядра, МГц

1058

925

980 (1033)

Число шейдеров (PS), шт.

384

768

960

Число блоков растеризации (ROP), шт.

16

16

24

Число текстурных блоков (TMU), шт.

32

64

80

Максимальная скорость закраски, Гпикс/сек

16,9

14,8

23,5

Максимальная скорость выборки текстур, Гтекс/сек

33.9

59.2

78.4

Версия пиксельных/ вертексных шейдеров

5.0 / 5.0

5.0 / 5.0

5.0 / 5.0

Тип памяти

GDDR5

GDDR5

GDDR5

Эффективная частота памяти, МГц

5000

5400

6000

Объем памяти, Мбайт

1024

1024

2048

Шина памяти, бит

128

128

192

Пропускная способность памяти, Гбайт/с

80

86.4

144.2

Потребляемая мощность (2D/3D), Вт

нд / 64

нд / 110

нд / 140

Sli

нет

нет

да

 

Тестирование

Тестовая конфигурация:
Процессор – Intel Core i 5 - 2500K 3,3 ГГц 
Охлаждение ЦП – ASUS Silent Squere EVO + термоинтерфейс Arctic Cooling MX-4
ОЗУ – 2 х 2 ГБ Kingston KVR1333D3S8N9/2G 1333 МГц 
Видеокарта - Gigabyte GTX 650Ti OC (GV-N65TOC-1GI)
Материнская плата – ASUS P8P67-M PRO 
Накопители – SSD OCZ Vertex 3 64 ГБ + HDD Seagate 250 ГБ
Блок питания – Aerocool Strike X 600W
Монитор – ASUS ML238 (диагональ 23``, разрешение 1920 х 1080)
Операционная система – Microsoft Windows 7 Ultimate SP1 x86
Драйвер видеокарты – крайняя на сегодня версия, опубликованная на сайте NVidia, 314.22 WHQL от 25.03. 2013 (в драйверских настройках графики все параметры дефолтные, настройки согласно настройкам приложения, вертикальная синхронизация отключена).


Замер fps провожу утилитой MSI Afterburner (версия 2.3.1), примерная продолжительность тестового отрезка – 5 минут.
Пределом комфортности считаю показатель fps не ниже 25 (лучше 30) кадров в секунду - фильм идет со скоростью воспроизведения 24 кадра в секунду (кто-нибудь замечал, чтобы кино «тормозило» при таком уровне воспроизведения кадров?), на консолях «воспроизведение кадров в секунду» фиксировано как 30 кадров и у консольщиков ничего не тормозит. Чисто научно считается, что человек «видит» со скоростью 24 кадра в секунду, поэтому все, что медленнее 25-ти кадров в секунду, воспринимается как «притормаживание», все, что больше – не распознается.

МЕТРО 2033

Начнем тестирование Gigabyte GTX 650Ti ОС с прогулки по туннелям постапокалиптического метро. Настройки графики ставлю на «High», тесселяция – вкл., улучшенная глубина резкости (DOF) – выкл., сглаживание – MSAA x4.



В общем, где-то так (тестовый отрезок: начало уровня «Линия фронта»). Результат – не фонтан. Диапазон кадров дергается от 20 до 65 и это не есть хорошо. Когда в углу экрана видел показатель fps в районе 50 – 60, подумал, что недооценил сегодняшнюю подопытную, установив всего - лишь «High», а получилось вот это. Тогда уберем MSAA сглаживание (в настройках игры устанавливаю «ААА»).



Вот так уже ничё. Но без нормального сглаживания: ААА никакого заметного результата не дает. Минимальный pfs не пересекал нижнюю планку, но вот все эти дерганья графика… Хотя, это уже, скорее, придирка – игралось вполне нормально и без напрягов. Дальше вылазка на поверхность в паре с Бурбоном.



На поверхности с показателем fps дела обстоят намного лучше, да и «провалов» этого fps в начале уровня не было (а у карт AMD они есть). Карта очень держится, но все же такой разбег кадров в метро и на поверхности: в метро она еле- еле душа в теле, а на улице – все в порядке, даже есть неплохой запас. Конечно, переключать уровень настроек в зависимости от места нахождения – это некая форма извращений, но как вариант имеет место быть.

Ведьмак 2: Убийцы королей. Расширенное издание

Настройки Ведьмака, думаю, можно оставить на максимуме с включенным сглаживанием. «Запредельное качество» - в топку. В настройках игры есть такой параметр, как «Размер памяти текстур» - вот его лучше убавить до уровня «Высокий»: у карты только 1 ГБ памяти и забивать его текстурами будет лишним. Первый тестовый участок – бой со стражниками в резиденции Лоредо.



С Ведьмаком у Gigabyte GTX 650Ti ОС никаких проблем нет: почти ровный fps на 40-ка кадрах (в конце графика проседание до 31-го кадра). Играется игра комфортно и не напряжно. Температура ГП за время тестового отрезка выросла до 56 °С, звука «трения», о котором указывал выше, не было (спецом запустил FurMark – звук опять есть… («Чё за ботва?» - Федя Сумкин)). Видеопамяти игра съела 772 МБ, так что в следующем тестовом отрезке – лес ночью, параметр «Размер памяти текстур» возвращаю на «Очень высокий».



На этом участке fps держался уже на грани «нормальности»: 30 +/- 2 кадра, но игра идет легко и жаловаться особо не на что (кстати, на правой половине графика еще и дождь пошел – так, что тут полный набор тяжелых спецэффектов). Разовый провал был при подгрузке участка карты, но Ведьмак так тиранит даже карты уровнем повыше подопытной Gigabyte GTX 650Ti ОС.

Max Payne 3 (версия игры v1.0.0.113)

Настройки Макса на максимуме, сглаживание MSAA отключено. Первый тестовый отрезок – самое начало игры.



Хорошо. В основном вилка «середины» fps где-то от 50 до 60 кадров, в правой стороне графика минимальный fps был 44 кадра.


К стати, о не работающем MSAA… до этого протестировать Макса мог только на картах AMD, а сейчас можно и на NVidia`вской поделке. Почему бы и не воспользоваться такой возможность? Может у зеленых оно работает по лучше. Игрушка без стороннего вмешательства не дает включить настройки графики, при которых размер необходимой для этого дела памяти превышает размер памяти набортной (хотя народные умельцы уже давно придумали как это обойти через конфиг), поэтому кое-какие настройки принесены в жертву MSAA x4.


Занятно. То ли монитор мне врет, то ли ОНО у зеленых действительно работает…чуть лучше, чем у красных.



Я долго пытался повторить ракурс 1-ой картинки на второй и где-то так, ну почти… Хотя Gigabyte GTX 650Ti ОС как-то побоку работает оно или нет – карта в таких условиях игру совершенно не тянет:



Картинка не тормозит, но жутко дерганная. MSAA, уходи!!!


Ну и второй забег, на настройках качества, аналогичных первому прогону, и никакого MSAA.



Минимум кадров, конечно, хорош, но вот эти дергания графика как-то не вставляют. В общем, в Max Payne 3 да на Gigabyte GTX 650Ti ОС играть хорошо, а MSAA… да фиг с ним.

Hitman: Absolution (версия игры 1.0.444.0)

Если в настройках графики Хитмена все параметры установить на самый максимум и отключить сглаживание, то игровой бенчмарк выдаст следующие результаты: минимум – 28, максимум – 40, средний – 35. Результат хорош. Можно даже включить MSAA на х2. Так мы получаем: минимум 21, максимум 56?!, средний – 26. Не айс, но в самой игре можно попробовать эти настройки.



Ну… еле – еле сойдет (есть запас на постановку эксперимента с разгоном). И к 25-ти кадрам впритык, и даже к 20-ти подходили, но играть можно. Ели закрыть глаза на провалы графика, то в среднем видяшка держит где-то тридцать кадров, и играть почти комфортно. При этом нужно учесть, что сцена в Хоупе «Побрить Ленни» как-то потяжелее других уровней в игре, и если здесь мы получаем приемлемый или близкий к нему результат, то в других, более простеньких сценах, результат будет радовать чуточку больше.



Как и было сказано выше – чуточку больше. Это была сцена на уровне «Спасайся бегством» в библиотеке. Заветный рубеж в 25 кадров пересечен не был и практически вся сцена держалась на «от тридцати кадров». Далее в программе «Чайнатаун», уровень «Охотник и жертва/ Китайский новый год».



В начале графика есть жуткие провалы fps, да и при толпе статистов видеокарте дышится тяжеловато, но стоит разогнать народ выстрелами, как игра идет куда более резво. Можно еще и понизить параметр «глубина резкости» - 2 – 5 кадров к минимуму должны прибавится.


Итог Gigabyte GTX 650Ti ОС по «Хитмену» - сойдет.

Crysis 3 (версия игры 1.3.0.0)

Да, игрушку Crysis 3 со времен последнего обзора я обновил. Раньше была версия 1.1.0.0., теперь 1.3. И игровую сцену подтянул: прошлые тесты были в самом начале первого уровня – там, где идет дождь, и были подозрения, что если этого дождя не будет, то видеокарте будет легче. Так и есть. Стоит только начать 2-й уровень «под куполом» на открытом пространстве, да при хорошей погоде, как нагибание видеокарты немного ослабевает. Не на много, но все же дела обстоят чуток лучше. Тестировать Gigabyte GTX 650Ti ОС будем именно при хорошей погоде – игра не позволяет загрузить конкретную точку сохранения.


Начнем с установки настроек на «средние», разрешение текстур – среднее, степень размытия – на минимум, и никакого сглаживания. Параметр «Размытие» довольно хитрая штука – пока просто бегаешь по песочнице и сильно не дергаешь мышку, он как-то и не заметен. Зато когда прогулка переходит в экшн и экран вслед за мышкой вертится во все возможные стороны, размытие начинает проявляться постоянно, тем самым откусив часть производительности ГП именно тогда, когда эта производительность нужна больше всего. Если производительности в притык – размытие лучше убавить, либо совсем отключить.



Во как! В среднем под 40 кадров! Два провала, левее «43» - это 36 и 31 fps, соответственно. Вполне можно повысить настройки до уровня «высоко», а вот с разрешением текстур экспериментировать пока не нужно – при настройках выше загрузка памяти было 945 МБ, и из-за перегруженности памяти видеокарта может и захлебнутся не раскрыв свои возможности.



В принципе, ни че так. С пивом пойдет. Тридцатник кадров в Crysis 3 на высоких настройках, да на видеокарте за 1200 грн. – очень хорошо. Разгон тоже должен принести некую пользу. Если немного раскошелиться и взять версию с двумя гигабайтами набортной памяти, то можно и с настройками текстур поэкспериментировать.

После тестирования видеокарты поймал системой довольно забавный глюк. У меня установлена карта ATI, тестировал карту от NVidia, потом опять вставил свою АТИшку и понеслась. Все эти манипуляции с жонглированием драйверов (хотя все делал вроде бы как положено) дали такой результат: загружается игра (заставка - меню) – все пучком, но когда загружается игровой уровень, видеокарта как и положено, переходит в 3D, а процессор "нет"… он работает на 2 -3 %, как в обычном системном режиме и наотрез отказывается работать в некоторых играх (Hitman). В других играх тоже ерунда – не заполняется оператива (METRO 2033). Естественно, что все то, что запускал, шло с жуткими тормозами, а вот Crysis 3 почему то нет – при нем все работало, как и должно, к нему вопросов нет. В общем, только повальная чистка от остатков всех драйверов видеокарт разными анинсталлерами, клинерами и прочими приблудами (и даже чипсетный драйвер был на всякий случай переустановлен), чистка реестра (причем нвидиевские строчки появлялись вновь и вновь) разрулили работу девайсов. Если будет такой же глюк – вы знаете, что делать.

ИТОГО. Значит, есть видеокарта с вполне достаточной производительностью для не особо требовательного к максимумам графики пользователя. При этом она маленькая и тихая, а значит отлично подойдет для сборки небольшого HTPS на базе материнки формата mITX с неким заделом на современные игры. То шарканье, о котором было указано выше, скорее всего, относится именно к подопытному образцу, так как на железячных форумах криках о подобной «особенности» у Gigabyte GTX 650Ti ОС я так и не встретил. Система охлаждения с громким названием Triangle Cool Fan хоть на поверку и оказалась распиаренным примитивом, но все же работает она хорошо и с охлаждением чипа справляется. Покупка сабжа с двумя гигами оперативы под вопросом: такой объем VRM необходим для одновременной работы сглаживания MSAA х4 и более в купе с HD текстурами, но вот потянет ли это камень? Как то сомневаюсь.


В целом, сабж хорош и достаточен для настроек игровой графики между средними и максимальными, для определенных целей и задач он вполне пригоден. Да и карта тестировалась при разрешении FullHD – использовать ее при меньшем разрешении никто не запрещает.


Не очень интересно смотрится «урезание» средних видеокарт по питальнику и шине памяти кампанией NVidia, но как показывают тесты – на производительности карт это плохо не сказывается.


На последок: карта производится согласно RoHS (Restriction of Hazardous Substances) - директива, ограничивающая содержание вредных веществ: свинец, ртуть, кадмий, шестивалентный хром (chromium VI или Cr6+), полибромированные бифенолы (PBB), полибромированный дифенол-эфир (PBDE). Если карту измельчить в блендере, то ее можно принимать в пищу.

P.S. Немного познавательно – развлекательного материала. Вот интересная статья с картинками о эволюции вычислительной техники, начиная с суммирующей машины "Паскалина" и до сегодняшних дней: «Легендарные вычислительные машины». Жаль, что в ней не представлены монстро-агрегаты производства СССР, как МЭСМ и другая вычислительная техника, размерами с небольшой дом. Но все равно интересно. И помните, что даже если вы счастливый обладатель китайского iPhane, iPfone или даже iPhone, то его вычислительная мощность гораздо выше мощности вычислительного комплекса, который участвовал в запуске Юрия Гагарина в космос.

Автор: Артём О. (С)