Авторизуйся и получи скидку!

Разгон ASUS HD7870 + Metro Last Light


Опубликовано: 2013-06-26 11:28:58

Лирика там. Жестяки здесь. Тест разогнанной ASUS HD 7870 Direct CU II (v.2).

Не так уж и давно был опубликован обзор с тестом видеокарты ASUS HD 7870 Direct CU II (v.2). Вот и он: ССЫЛКА. По некоторым причинам карта тестировалась без разгона, но теперь причины диаметрально противоположные и не разогнать карту – просто варварство.


Описание что, как и где – это все в предыдущую статью. Здесь – только разгон и смежные интересности.


Раз уж тема жесткая и интересная, музыкальное сопровождение пусть тоже будет пожестче и поинтереснее. Старые и крайний альбомы Marilyn Manson`а. Пролет с его концертом в Киеве, на кануне обещанного конца света, был одним из Fail2012. Хотя многие отписывались, что звук на концерте не айс, Manson уже не торт, но все же увидеть живого Manson`а было бы интересно – на концертах деньги за билет он отрабатывает как никто другой.

Разгон

По интернет - статистикам абсолютное большинство видеокарт серии HD 7870 в не зависимости от производителя видеокарты спокойно достигают частот 1200 МГц по чипу и 6000 МГц по памяти. Если попадается удачный камень в купе с нормальной СО, то можно получить частоту и 1250 МГц.


Для начала камень был разогнан только до 1200 МГц в 4 этапа: каждый раз к камню пририсовывались 50 МГц и следовал прогон FurMark`ом. Как и ожидалось, 1200 МГц были взяты. 3 контрольных прогона FurMark`а прошли успешно. Далее была проверка игрой.


Тест на стабильность помог проводить мега-киллер «47» из Hitman: Absolution. Пять минут и вылет игры с жалобой на что-то из DirectX – не беда, бывает. Игра была запущена заново, пять минут и… зависание всей системы с гудением колонок и отсутствием реакции на «Семь бед – один Reset» (если система просто виснет – это не страшно, но если зависание сопровождается вот таким гудением в колонках и нет реакции на перезагрузку, вот здесь уже можно начинать паниковать). Помогло только Вкл. – Выкл. Система завелась и ни на что не жаловалась. 2 прогона FurMark`а прошли без проблем. С некоторой долей стрема Hitman был запущен опять. 5 минут игры и… старый – добрый BSOD (в простонародии - синька).


Интернетам был задан вопрос: «А чё так?» и получен вполне подходящий ответ.



Вот этот вот снимок предоставили товарищи, наделенные даром тепловизора. На снимке видно, что температура подсистемы питания референсной видеокарты HD 7870 при разгоне достигает температуры в 108!!! °С. В принципе, на то он и референс, но почему это свойственно и ASUS HD 7870 Direct CU II (v.2) с хорошей СО? А потому что ASUS тупо зажали установить на элементы питальника радиатор, цена которому пара миллионов зимбабвийских долларов (т.е. практически ничего). Собрать карту, которая аж кричит: «Гони меня!», поставить на нее 2-е дополнительные фазы питания, качественные «суперсплавные» элементы, прикрутить хорошую СО… и вот так вот срезаться на мелочи… Причем на текстолите карты предусмотрены отверстия для установки радиатора элементов подсистемы питания.


Есть вариант самому установить на эти элементы какой-нибудь радиатор, но и тут молодцы из ASUS постарались удружить.



Стрелкой отмечен… назовем его «выступ»… на ребрах радиатора СО. Вот именно под ним и расположены элементы питальника. Поэтому, просто взять левый радиатор и прикрутить его уже не получится, так как нужно будет подбирать радиатор с таким шагом ребер, чтоб их можно было втиснуть между ребрами радиатора СО. Вопросы о такой замечательной организации охлаждения элементов подсистемы питания ГП видеокарты останутся открытыми.


Так как лепить радиаторы возможности нет, то разгон чипа был ограничен частотой 1150 МГц. В таких условиях видеокарта работает уже энное количество времени без всяких бсодов, зависаний и прочих не очень приятных вещей. Да, остается вариант, что просто попался очень неудачный чип – это уже никак не исправишь.


С разгоном памяти тоже все прошло не так гладко, как ожидалось. Заветные 6000 МГц взяты не были. Но тут уже дело не в охлаждении и/ или в других неприятностях, а в MSI Afterburner – дальше 5800 МГц он не идет. Есть множество вариантов получить 6000 в обход Afterburner`а, но так как для памяти эти 200 МГц не так уж и принципиальны и погоды не делают, то окольные пути задействованы не были.


В обзоре ASUS HD 7870 Direct CU II без разгона был и замер температур, но для чистоты эксперимента температуры измерены повторно при нынешних погодных условиях – весна пришла, потеплело… Температура в комнате: 26 °С, температура чипа в простое: 29 градусов того же Цельсия. Трехминутный прогон FurMark`а на штатных частотах (1000/ 4800):



Максимум в 78 градусов – это не плохо, а то, что кулер раскручивается при этом на 94 % - уже хуже. Шумновато.


Теперь прогон разогнанного чипа до 1150 МГц и памяти до 1450 (5800) МГц.



Температурный режим практически остался прежним – хоть и вплотную подошли, но не пересекли заветную черту в 80 градусов. Кулер добавил 3 % оборотов. Теперь еще один интересный момент – замена той непонятной субстанции, которую на свои чипы мажет завод ASUS, на термопасту Arctic Cooling MX-4. Сейчас и проверим есть ли смысл.



Смысла от замены термопасты ровно на 4 градуса, но и это уже не дает чипу под разгоном разогреться больше, чем не разогнанному варианту. Это не много, но и не мало. Ниже температуры => ниже обороты кулера => меньше шума. Так как далеко не каждая (да вроде бы и не одна) игра способна прогреть чип так, как синтетический тест, то в нормальных игровых приложениях максимум температуры скинет еще больше градусов и можно будет установить более лояльные к ушам режимы работы вентиляторов.


Здесь немного повторюсь: снятие штатной СО с видеокарты убивает гарантию. Если это не принципиально, то вот небольшой и простой совет, которым, как оказывается, пользуются далеко не все разборщики видеокарт. Карта разбирается так: нужен нормальный, ровный, устойчивый стол; на него кладется мягкое полотенце (лучше в два слоя), а уже потом на все это дело кладется видеокарта. Крепежные винты в первый раз проворачиваются не более, чем на половину оборота отвертки – т.е. каждый винт нужно только совсем чуть – чуть «сорвать» с места, и делается это крест на крест (1 – 3 – 2 - 4). После, винты выкручиваются по такой же схеме, отвертка делает максимум один оборот. Сборка проходит почти точно так же: каждый болтик проворачивается точно так же крест на крест, но уже очень желательно делать не более половины оборота отверткой. Когда все болты слегка упрутся – делается очень, очень аккуратно небольшой зажим. Такой порядок действий займет чуть больше времени, но поможет не допустить скола видеочипа – на них сейчас не ставят крышку-теплообменник, которая среди прочего выполняет еще и защитную функцию. Если при сборке – разборке СО на одном из винтов была поставлена царапина и есть возможность спалиться при сдаче видеокарты в сервисный центр – не беда. В любой мастерской по ремонту комплектующих можно стрельнуть подходящие болты нужной степени девственности.


За полчаса тяжкого Crysis 3 разогнанная видеокарта со свежей термопастой набрала только 65 °С. Вентиляторы кулера разогнались до 62 % и не шумели: в предыдущей статье о ASUS HD 7870 DirectCU II (v.2) порог комфортности работы вентиляторов был обозначен на отметке «до 60 %» - вот его замена термопасты и обеспечила.


 

Тест


Тестовая конфигурация:
Процессор – Intel Core i 5 - 2500K 3,3 ГГц
Охлаждение ЦП – ASUS Silent Squere EVO + термоинтерфейс Arctic Cooling MX-4
ОЗУ – 2 х 2 ГБ Kingston KVR1333D3S8N9/2G 1333 МГц 
Видеокарта - ASUS HD 7870 DirectCU II V2 (1150 / 5800)
Материнская плата – ASUS P8P67-M PRO
Накопители – SSD OCZ Vertex 3 64 ГБ + HDD Seagate 250 ГБ
Блок питания – Aerocool Strike X 600W
Монитор – ASUS ML238 (диагональ 23``, разрешение 1920 х 1080)
Операционная система – Microsoft Windows 7 Ultimate SP1 x86
Драйвер видеокарты – AMD Catalyst 13.5 beta 2 (в настройках драйвера значения настроек выставлены на «использовать настройки приложения», тесселяция – оптимизировано AMD, Catalyst A. I. (качество фильтрации текстур) – высокое качество, режим сглаживания - качество) + AMD Catalyst 13.4 CAP1

 

Гвоздь программы: METRO: Last Light (v. 1.0.0.2 (Update 2)).

Итак, она вышла в свет. Обещали 17-го мая, но уже утром 15-го почти на каждом продвинутом трекере можно было насчитать over 10000 сидов с разных раздач игры. Продукт сразу же обзавелся двумя армиями – фаны и хэйтеры, боевой арсенал каждой из которых обладает своей горой аргументов массового поражения.


Особо радовались METRO: Last Light владельцы видеокарт AMD (еще особеннее, если видеокарта 7-ой линейки) + METRO: Last Light Torrent Edition. Загрузка ГП в районе 80-ти, а то и 70-ти, процентов, обвалы FPS до самых неприличных показателей (15 и меньше) даже в простых сценах на самых годных видеокартах, и дико глючащие тени – вот неполный список «радостей». Но то ли это разработчики перевыполнили план по «NVidia. It's meant to be played», то ли фармацевты игровой индустрии чего-то с таблеткой недожали, и после попадания в сеть Update 1 и Update 2 ситуация с METRO: Last Light + AMD все же наладилась: прирост минимального fps на большинстве конфигураций с видеокартами AMD составил около 2 – 2,5 раза, провалы fps исчезли вместе с глюками теней, чип грузится на 95 – 99 %.


К выходу METRO: Last Light компания NVidia для своих видеокарт выпустила специальный драйвер, повышающий производительность и все такое – поэтому сейчас просматривается доминирование зеленых карт над красными: по некоторым тестам GTX 660 обходит двуглавого монстра HD 6990, а GTX 660 Ti опережает HD 7970. Вполне логичным будет ожидать, что скоро дроваписцы из AMD тоже замутят для красных какой-нибудь чудо-драйвер (или хотя бы САР), который подружит карты и игру, и подстегнет производительность. Мы это уже проходили с METRO: 2033 – поначалу только NVidia, потом их догнала AMD, а чуть позже и перегнала.


Настройки графики. Как и раньше, МЕТРО не дает возможности тонкой настройки качества графики – только «пресеты» High, Very High и прочие. Руками можно докрутить уровень анизотропной фильтрации текстур, тесселяции, продвинутый PhysX для зеленых, размытие и сглаживание. Вот об этом сглаживании поподробнее. В меню настроек сглаживания можно регулировать только уровень сглаживания SSAA (тяжелее и не особо качественнее MSAA) или отключить его полностью. Но, если это самое SSAA поставить на уровень «Выкл.», то… картинка все равно остается довольно таки сглаженная и качественная – лесенки практически минимальны. Скорее всего какой то алгоритм сглаживания продолжает работать, т.к. качество картинки чисто на глаз не уступает картинкам других игр при включенном MSAA на х2 или даже х4. Если включить SSAA, то готовьтесь к слайд шоу. Раньше люди пророчили для «всё включено» покупку «титана» или другого держателя неба, кое-кто «ванговал», что в Last Light будет какой-то бессмысленный и беспощадный пункт настройки графики, как DOF в METRO: 2033, и если его отключить, то качество особо не провалится, а fps взлетит до небес. Вот это самое SSAA и стало тем самым «бессмысленным и беспощадным».


Сама же игра получилась очень даже классной: графон зашкаливает, сюжет интересный и аж излучает интриги, тайны, интересности и филосовствования на тему «А вообще достойно ли человечество выживания?». Обещанная разработчиками мега-технологичность может и не такая уж и мега, но заметно опережает прочие игры современности. Детализация и насыщенность объектами и всякими мелочами как горы мусора, останки и все такое, игровых уровней на самом высоком уровне. Эффекты света и дыма вне конкуренции. Да, игра вышла не без изъянов, но если не зацикливаться на исследовании каждого квадратного сантиметра на предмет касяков, то они будут незаметны.


Настройки игровой графики установлены на «Очень высоко», тесселяция – на максимум, размытие – средне, фильтрация текстур – анизотропный фильтр х16. Сглаживание SSAA – выключаем


Для начала прогоним карту на штатных частотах в условиях тоннелей – уровень «Революция», там, где красные строят бронепоезд. Много всяких эффектов + растормошим подкрепление.



Что тут скажешь? Хорошо. Минимум в 38 кадров для такой игры – просто отлично. Чем меньше ботов бегает по тоннелям – тем лучше. Теперь тот же самый участок, но уже при разгоне карты.



Теперь еще лучше! К минимуму разгон дорисовал 8 кадров, т.е. почти 20 %. Попробуем на этом же участке включить сглаживание на х2.



Что и требовалось доказать. Падение fps почти на 33 %. Играть при таких условиях конечно вполне нормально – дедлайн в 25 – 30 кадров не пересечен. Другое дело, что визуальной разницы от включения сглаживания явно не на 30 % производительности.


Теперь возьмем другую карту совсем в тоннелях – уровень «Бандиты» и пойдем по той же программе: без разгона – разгон - сглаживание SSAA x2.



Минимальный зафиксированный показатель – 36 fps. Максимум «зашел» за 70. На тестовом отрезке пару раз были «подглючивающие» тени – значит еще не все допилили.

Теперь разгон без сглаживания.


 

Минимум практически такой, как и у графика из предыдущей сцены на таких же условиях: около 45 кадров + один пик в 42. От разгона FPS добрал около 9-ти кадров, если считать минимумом 45, т.е. примерно 20 %.
Включаем сглаживание SSAA х2.



При включении сглаживания fps подходит к тем самым заветным 25-ти кадрам. Играть, в принципе, можно, но если попадется чуть более загруженная спецэффектами и ботами сцена – пиши пропало.


Вот. Пока расписывал все выше, вышел Update 3. Судя по «чейнж-логу», апдейт правит некоторые касяки игры и траблы с ПО от Logitech. У меня мышка Logitech и соответствующее ПО, но каких-либо ненужностей не замечал. Ставить его уже не буду – доделаю тест на Update 2, а то у меня fps игры и так получился значительно выше, чем у других тестеров. Даже неудобно как-то…


Теперь вылазка на поверхность с «Черным» - уровень «Мост». Программка прежняя: без разгона; с ним; с ним и со сглаживанием.



Не айс. Сцена явно перегружена: поверхность лояльностью к ГПУ и раньше не отличалась, а тут… В сцене очень много жестких погодных условий – ураган, дождь и прочее. Но стоит забежать в укрытие, как fps возвращается к приличным значениям (правый край графика). Теперь посмотрим, что нам даст разгон.



Вот. Доза целебного разгона привела fps в нормальное состояние. Минимум в 22 кадра – это когда к самой и без того тяжелой сцене добавляется бонусное «Видение» от Черного. Без него минимальный fps не пересекал 25 кадров. Подходил к ним, но не пересекал.


Включаем сглаживание.



Полный слив видеокарты. Хоть «максимум» до 25-ти кадров добрал… Тут уже гони – не гони, а ничего из этого не выйдет.


ИТОГО по METRO: Last Light. Для настроек «Очень высоко» и других максимальных фишек не разогнанной карты ASUS HD 7870 DirectCU II (v.2) вполне хватает для обеспечения комфортной игры. В некоторых сценах хорошо помогает разгон, кстати, игра очень положительно на него реагирует: + 15 % к частоте чипа дают почти + 20 % fps. Не забываем и о том, что теоритически (и немного практически) чипу HD 7870 можно приделать еще около 100 МГц к тому разгону, что был установлен. К тому же вполне можно ожидать и AMD`шного драйвера, заточенного под эту игру, что также по идее должно хорошо сказаться на производительности карт. Сглаживание. С ним сложнее: если в туннелях еще хоть как-то, где-то почти играбельно, то на поверхности – никак. Если бы оно себя еще хоть как ни будь оправдывало – другое дело, есть повод для экспериментов. Но так как картинка и так довольно «сглаженная», то от включения SSAA сверхсмысла не просматривается.

Ведьмак 2: Убийцы королей. Расширенное издание

В предыдущем тесте ASUS HD 7870 DirectCU II (v.2) даже без разгона запросто зарубила ведьмака. Единственным препятствием для безоговорочной капитуляции Геральта стало запредельное качество. Карты не хватило совсем чуть-чуть для перевала за 25 кадров. Вот этот график:



Теперь проверим, сможет ли разгон положить на лопатки ведьмака. Тестовая сцена та же самая – особняк Лоредо и много стражников.



Да. Можно сказать, что «Запредельное качество» взято. Минимум 25 кадров – это, конечно, самый необходимый минимум, но все же. За время теста хоть и были пара моментов «некомфортности», но не смертельные. Для закрепления результата попробуем еще один участок карты на запредельном качестве – лес около Флотзама в ночное время суток.



Нет. Запредельное качество не взято. Есть просадки и заметные в игре «замедления». На график не попал участок хождения по самому городу Флотзаму днем – там дела обстоят еще немного хуже: при повороте камеры fps падает и до 15 кадров. Если просто стоять – то все нормально. Если ходить – все плохо. Разгон карты определенно пошел на пользу, но низы не подтянул. Здесь скорее всего не помогут и те «возможные» 100 МГц.

Crysis 3

В той статье по сабжу был и тест Crysis 3, но уже вышли и обновления для игры, и протестированы другие сцены. Тот участок карты с дождем, на котором ранее тестировалась карта, как оказалось – один из самых тяжелых, дальше все проще. Поэтому Crysis 3 немного перетестируем. 
Для разогнанной ASUS HD 7870 DirectCU II (v.2) опытным путем были подобраны более - менее оптимальные настройки графики: максимально возможное качество не в ущерб комфортности. Вот они:

  • Сглаживание: SMAA (очень высоко х4) – это собственное сглаживание движка игры, доступно для всех видеокарт;
  • Разрешение текстур: макс.;
  • Параметры системы (тонкие настройки): макс., за исключением пунктов «затенение» и «тени» - они установлены на один пункт ниже – высоко (как показывает практика, эти 2 пункта для видеокарты тяжелее, чем можно было от них ожидать);
  • Анизотропный фильтр текстур – х16;
  • Степень размытости – низко; Блики – да;

В качестве тестового участка возьмем карту с уровня… не помню как он называется – в общем, там, где гуляем по остаткам Чайнатауна и идем за ответом на вопрос: «Кто же издевался над «Психом»?».



Вот. Настройки графики далеко не самые щадящие, видно все прелести «Макс.», и в то же время сохраняется вполне комфортный fps. Попробуем этот же участок с аналогичными настройками графики но без разгона – проверка на «смысл».



Минимальный fps ушел не так уж и далеко от того минимума на разгоне. А вот средний fps несколько сдал. Но в самой игре как-то не заметно. В общем, разгон – подстраховка и задел на всякие тяжести. Теперь прогоним эту же сцену с разгоном карты, но уже все пункты общей настройки графики поставим на «Макс.», степень размытости – высоко.



Определенно высокая доля profit`а от «подгона» настроек графики есть – небольшого снижения уровня некритичных настроек. Для «просто поставить Макс.» разогнанной карты хватает совсем впритык, но ведь хотелось бы сохранить небольшой задел производительности на будущее и для всяких жестяков.

Hitman: Absolution (версия игры 1.0.444.0)

Без разгона и с установленными настройками графики «абсолютно все на максимум и даже MSAA x8» игровой бенчмарк давал вот такие результаты: min. 21/ avg 26/ max 33 fps. Теперь то же самое с разгоном: min. 25/ avg 29/ max 39 fps. И Хитмену разгон пошел на пользу. Теперь минимум в бенчмарке уже выше психологического предела.
Вот, что было при игре на настройках, указанных выше:



Теперь тот же участок игры (Хоуп. Уровень «Побрить Ленни») и те же действия с разгоном карты:



Средний и максимальный fps значительно подросли, но есть одно неприятно «Но!». Игра иногда реально тормозит и разгоном это не лечится. На графике вот тот пик – это 8!!! fps + сразу после загрузки уровня и некоторых моментах игра тормозит довольно жестко. Вот эти тормоза почему-то не фиксируются. Если тормозилово на «начальном этапе» после загрузки можно и переждать, то потом эти тормоза начинают иногда доставлять. Тут скорее что-то в самой игре недооптимизировали или переоптимизировали. Но если не брать это во внимании – разгон свое дело определенно сделал.

Вот в принципе и все. Другие игры, на которых тестировалась ASUS HD 7870 DirectCU II (v.2) без разгона особого интереса для исследования не представляют – там карты и так хватает выше крыши.


Что касается разгона, то в тестах (напоминаю) чип был раскочегарен только до 1150 МГц, и при особом желании и установке радиатора на питальник, карте смело можно ставить и 1200 МГц, а так же попробовать и 1250 МГц.


Вот METRO очень хорошо реагирует на разгон – и там он как раз очень актуален. В кризисе тоже доля пользы от разгона есть, а если его совместить с корректировкой непринципиальных настроек графики – то будет еще лучше. Запредельное качество Ведьмака так и осталось запредельным: крути – не крути, а толку, чуть больше, чем никакого.

P.S. Экскурсия в замечательную страну Зимбабве.

Если думаете, что миллион долларов у них это деньги, то нет. У них наибольшей популярностью пользуются вот такие купюры:



Нет. Это не фотошоп, а реальная и при этом практически ничего не стоящая купюра в сто миллиардов долларов. И купить на них можно тоже практически ничего.



Еще раз нет. На фото выше изображен не сын президента Зимбабве, а уличный попрошайка.


Вот этот человек идет не выкупать у арабских шейхов весь их нефтяной бизнес, а в всего лишь в магазин за «покушать хоть что-нибудь».



Раз в некоторое количество времени правительство проводит деноминацию валюты – снимают 9 – 10 нулей, так как еще не у всех зимбабвийцев есть телеги для транспортировки денег. Но ведь экономика не стоит на месте и уже через некоторое совсем не продолжительное время обратно дорисовываются все убранные нули и + один ноль на всякий случай.


Человек, побывавший в Зимбабве во время всего этого веселья, написал следующие строки:


Зимбабве - единственная страна в мире, где самая крупная купюра - 50 000 (на момент написания – прим.), а рулон самой дешевой туалетной бумаги стоит 100 000. Если взять 100 000 и поменять их на самые мелкие купюры, по 5 зимбабвийских долларов, то вы получите 20 000 купюр. В среднем в рулоне туалетной бумаги - 72 куска.
Получается, что в Зимбабве использовать деньги вместо туалетной бумаги в 278 раз выгоднее, чем покупать на них эту самую бумагу.
Тем более, что самая дешевая туалетная бумага в Зимбабве - такая же неприятная, как и эти купюры.


Данные приведены по состоянию на 2008 – 2010 г.г., Наврятли там хоть что-то изменилось к лучшему. Публиковать актуальную ситуацию и курсы зимбабвийкой валюты – дело сверхсложное: скорости передачи данных по выделенной линии никак не догонят уровень инфляции в этой стране и скорость дорисовывания нулей.


Есть у нас в городе такой специальный «базарчик» - там тусуются нумизматы (человек, коллекционирующий монеты), бонисты (банкноты), филателисты (марки) и другие коллекционеры. Там можно пополнить свои коллекции интересными экземплярами, правда, по совсем диким ценам. А еще там можно купить и эти замечательные зимбабвийские доллары.


Идешь по улице, а у тебя в портмоне несколько миллионов (а если ЧСВ выше, то и миллиардов) долларов. И пофиг, что они зимбабвийские. Главное – что на одной купюре есть слово «Dollars» и нули! Много нулей!!!

Теперь все.

Автор: Артём О. (С)