Авторизуйся и получи скидку!

Один год с ASUS HD6870 DirectCU


Опубликовано: 2013-06-26 09:25:46

Один год с ASUS HD6870 DirectCU… и возможно ещё один следующий…

Сегодня вниманию читателя представляется видеокарта ATI/AMD Radeon HD6870 в исполнении ASUS – HD6870 с фирменной системой охлаждения DirectCU. Карта позиционируется производителем уровнем midle end (недорогая игровая карта) и за отличное сочетание параметра «производительность/1 денежная единица» заслужила высокую популярность среди пользователей. Она отлично подходит для сборки недорогого игрового компьютера, как с нуля, так и при «апгрейде».



На вопрос: «А зачем рассматривать видеокарту предыдущего поколения, если есть новые видеокарты серии HD 78xx?» - отвечаю сразу: «ЦЕНА!!!». Да, на прилавках магазинов, торгующих компьютерными комплектующими, с марта-апреля месяца можно забирать пачками видеокарты новой линейки. Но вместе с увеличенными «индексами» в названии видеокарты увеличилась и их цена, причем довольно ощутимо.


Для уровня midle-end, к которому принадлежит наша ASUS HD6870 DirectCU, цены на аналогичную по уровню позиционирования карты HD7870 сейчас составляют порядка 2700,00 гривен. Тогда как ASUS HD6870 DirectCU можно приобрести примерно за 1500,00 гривен (пока они еще есть в продаже).


Вышедшие карты линейки HD 7xxx по большому счету не принесли, каких либо новшеств в плане поддержки качественно новых режимов сглаживании, новых функций DirectX либо иного программно-аппаратного прогресса – только повышение производительности карты. Единственный интересный момент – это поддержка старшими видеокартами HD79xx ширины шины передачи данных в 384 бит, но продавцы за них и соответствующую цену попросят. В линейках HD78xx – только голые цифры и дополнительный гигабайт видеопамяти.


Так стоит ли переплачивать 1000 кровно заработанных и таких родных гривен только за повышение показателя количества кадров в секунду с «комфортного» до «излишнего» в играх, и +100500 балом в бенчмарках? Может и представителя линейки HD68xx будет достаточно для обеспечения комфортного уровня игры и можно будет обойтись и более дешевым решением в виде ATI/AMD Radeon HD6870. И зачем платить больше? Вот на примере ASUS HD6870 DirectCU это и выясним.


Сразу небольшая ремарка на тему выбора именно ASUS HD6870 DirectCU, ведь есть и более дешевые карты этого уровня, например HIS либо Gigabyte. Во-первых – это трехлетняя гарантия. Во-вторых – собственный дизайн печатной платы с перестановкой элементы подсистемы питания графического процессора и усиленная подсистема питания (подробно об этом далее). Да и по тестам карты показатель эффективности её системы охлаждения/ температура/ шум - один из лучших…

 

Знакомство (хотя какое тут знакомство – карта на рынке уже почти полтора года) начнем с того, что сразу попадается на глаза – упаковки.
Карта поставляется в довольно большой коробке с изображением принца в сверкающих доспехах и на коне (для видеокарт ASUS он стандартный персонаж). На коробке множество значков особенностей карты, таких как заводской разгон (добавили 15 МГц чипу и хвастаются…), 1 ГБ видеопамяти, полная поддержка DirectX 11, возможность подключить несколько мониторов по технологии Eyefinity Multi-Display и прочее. Есть еще один «многообещающий» значок, а именно «Voltage Tweak… up to 50% faster», согласно которому видеокарту можно разогнать до 50 % больше установленных заводских частот графического процессора и памяти (здесь же производителем делается сноска, что такой разгон возможен только при использовании экстремальных систем охлаждения, таких как фреон или даже жидкий азот, так, что простым пользователям такой разгон не грозит) Сама карта упакована в антистатический пакет и очень плотно уложена в пенокартон – даже работникам «Укрпочты» придется сильно постараться, чтобы повредить карту при перевозке… Также на коробке указываются рекомендуемые системные требования:


- 2 ГБ или больше системной (оперативной) памяти;
- свободный слот PCI-E (кто-бы мог подумать, что он понадобится?..);
- ОС Microsoft Windows XP/ Vista/ 7;
- минимальная мощность блока питания - 500 W (тут реально понадобоиться либо хороший блок питания с «честными» 500 ваттами, либо не очень хороший блок питания, но уже на 600 паспортных ватт);
- один дополнительный переходник питания видеокарты 6 pin.


Вместе с картой мы получаем:
- один переходник питания 2 molex – 6 pin PCI-E;
- диски с драйверами (естественно, устаревших версий), фирменными утилитами ASUS Smart Doctor и GamerOSD и инструкциями на нескольких языках;
- гибкий мостик CrossFireX;
- переходник с разъема DVI на VGA;
- переходник с разъема DVI на HDMI;
- руководство по установке видеокарты.
Как-то не густо, но для видеокарты сойдет.


Как и любая нереференсная карта ASUS HD6870 DirectCU обладает целым рядом технических ухищрений инженерного состава ASUSTek. Для начала отметим элементную базу видеокарты Super Alloy Power, или «SAP».



Компоненты усиленной подсистемы питания выполнены из так называемого «суперслпава», что дает карте ряд преимуществ как перед референсными картами, так и нереференсными картами конкурентов. По замыслу ASUS применение компонентов SAP повышает производительность карты на 15%, продлевает срок службы карты в 2,5 раза и делает карту на целых 35 градусов Цельсия холоднее по сравнению с эталонной картой. Также подсистема питания ASUS HD6870 DirectCU усиленна двумя дополнительными фазами и составляет 6 против 4-х фаз питания на референсной карте. Охлаждаются элементы питания дополнительным алюминиевым радиатором.


Еще одним инновационным нововведением от инженеров ASUSTek является перенос элементов питания от правого расположения, относительно графического чипа, влево.



По задумкам такое расположение элементов поспособствует их лучшему охлаждению и выводу большего объема горячего воздуха от компонентов за пределы корпуса системного блока. Чисто по субъективным наблюдениям – да, очень много горячего воздуха выходит именно с левой стороны за пределы корпуса. Здесь же хочется отметить очень аккуратную пайку всех элементов на текстолите – все прямо как под линеечку.


 

Система охлаждения

 

Система охлаждения видеокарты, названная DirectCU, состоит из алюминиевого радиатора с тремя 8-ми мм тепловыми трубками, имеющими непосредственный контакт с графическим чипом, и одного 80-ти мм вентилятора. Все это накрыто черным пластиковым кожухом с логотипом ASUS.



На обратной стороне платы установлена алюминиевая пластина. Её функции – усиление текстолита карты чтобы он не прогибался под весом системы охлаждения, а также отвод тепла от обратного участка текстолита, где распаян графический чип (контакт осуществляется через лиловую термопрокладку, которую можно увидеть на фото выше). А вот чипы памяти видеокарты остались без какого-либо дополнительного охлаждения – всё сами. Опять чисто субъективное мнение владельца карты – 1) пластина действительно очень хорошо прогревается, когда карта работает на полную нагрузку и рассеивает довольно большое количество тепла; 2) не пытайтесь снять эту термопрокладку – ничего не выйдет, а вероятность повредить карту очень велика.


Долгие поиски оптимального соотношения скорость кулера (шум)/ температура графического процессора привели к построению следующей схемы работы вентилятора.



Данная схема режима работы кулера не позволяет разогреться чипу больше допустимого значения температуры и не мешает шумом. Порог «комфортности» шума работы системы охлаждения видеокарты находится в пределах 50 – 60 % скорости вращения вентилятора. До этих значений шума практически не слышно.


Допустимый температурный режим нормальной работы для видеокарт Radeon HD6870 – это температуры до 80 ?С. Все, что ниже – хорошо, больше – плохо. Касательно конкретной ASUS HD6870 DirectCU, то такой тяжелый тест – кочегар, как FurMark способен прогреть карту вплоть до заветных 80 градусов при температуре в комнате +27 ?С при выставленных значениях температура/скорость кулера. Но данный тест является синтетическим и в реальных условиях получаемые температуры немного ниже. При долгой игре, например в Crysis 2, полностью загружающей GPU и память видеокарты, максимальная температура «за всю историю наблюдений» не превышала 70 ?С, а шум при работе системы охлаждения не доставляет каких-либо неудобств. В простое (при значениях частота ядра/ частота памяти – 300/300) температура колеблется от 38 до 42 градусов. И это притом, что на улице лето – пора горячих центральных и графических процессоров.


Резюмируя «температурную» часть можно с уверенностью сказать – система охлаждения ASUS HD6870 DirectCU полностью справляется с поставленной перед ней задачей по охлаждению видеокарты и при этом она довольно тихая.

Разгон видеокарты

Среднестатистический разгон для карт Radeon HD6870 без повышения напряжения – это 1000 МГц по ядру и 1150 – 1200 МГц по памяти (может быть как чуть больше, так и чуть меньше, в зависимости от экземпляра). Разгон производился при помощи утилит ASUS SmartDoctor и MSI Afterburner (SmartDoctor наотрез отказывается «видеть» видеокарту при установленных драйверах версии выше AMD Catalyst 12.6 включительно). Рассматриваемый сегодня экземпляр ASUS HD6870 DirectCU уже как год трудится на указанных выше частотах и отлично себя чувствует (2 раза экран покрывался артефактами при попытке поднять частоты памяти еще выше, но быстро приходил в себя после перезагрузки системы и снижения выставленных частот до привычных).


Если разгонять карту с повышением напряжения графического процессора при помощи утилиты ASUS SmartDoctor следует быть очень осторожным так как «доктор» неверно отражает показания напряжения и даже немного их завышает. У Afterburner'а такие проблемы не наблюдались.

Технические характеристики ASUS HD6870 DirectCU:


Кодовое имя графического процессора

Barts XT

Техпроцесс, нм

40

Размер ядра/ядер, мм2.

255

Количество транзисторов, млн.шт.

1800

Частота ядра, 2D/3D, МГц

300 / 915

Напряжение на ядре, 2D/3D, В

0,96 / 1,21

Число шейдеров (PS), шт.

1120

Число блоков растеризации(ROP), шт.

32

Число текстурных блоков(TMU), шт.

56

Максимальная скорость закраски, Гпикс/сек

28,8

Максимальная скорость закраски, Гпикс/сек

50,4

Версия пиксельных/вертексных шейдеров

5.0 / 5.0

Тип памяти

GDDR5

Эффективная частота памяти, 2D/3D, МГц

300 / 4200

Напряжение на памяти, 2D/3D, В

1,6 / 1,6

Объём памяти, Мбайт.

1024

Шина памяти, бит

256

Пропускная способность памяти, Гб/сек

134,4

Потребляемая мощность, 2D/3D, Вт

19 / 151

Crossfire / SLi

да

Дополнительное питание

2 х 6 pin PCI-E

Размер карты (ДхШхВ), мм

48 х 100 х 37

Тестирование

Тестирование проводилось в наиболее «тяжелых» на сегодняшний день играх. В качестве тестового отрезка выбирались наиболее динамичные и требовательные к производительности участки каждой конкретной игры. Примеры производительности приводятся на 2-х диаграммах, каждая из которых построена на разных тестовых отрезках в пределах одной игры. Настройки качества картинки – максимальное, которое может позволить игра. Вертикальная синхронизация отключена.

Замеры количества воспроизводимых кадров в секунду производились утилитами MSI Afterburner и FRAPS. Все тесты проводились на 19’’ мониторе с максимальным разрешением 1280 х 1024. При тестировании видеокарта разогнана до 1000 МГц по чипу и до 4600 МГц по памяти.

Тестовая конфигурация:
Процессор – Intel Core i 5 - 2500K 3,3 ГГц
Охлаждение ЦП – ASUS Silent Squere EVO + термоинтерфейс Arctic Cooling MX-4
ОЗУ – 2 х 2 ГБ Kingston KVR1333D3S8N9/2G 1333 МГц
Видеокарта - ASUS HD6870 DirectCU (915/4200 – заводские параметры)
Материнская плата – ASUS P8H61-M2/TPM/SI
Накопители – SSD OCZ Vertex 3 64ГБ + HDD Seagate 250 ГБ 
Блок питания – Aerocool Strike X 600W
Монитор – Samsung SyncMaster 930BF (разрешение 1280 х 1024)
Операционная система – Microsoft Windows 7 Ultimate x86
Драйвер видеокарты – AMD Catalyst 12.8 (в настройках драйвера значения настроек выставлены на «использовать настройки приложения», тесселяция – оптимизировано AMD, Catalyst A. I. (качество фильтрации текстур) – высокое качество, режим сглаживания - качество).

Пределом комфортности считаю показатель fps не ниже 25 (лучше 30) кадров в секунду - фильм идет со скоростью воспроизведения 24 кадра в секунду (кто-нибудь замечал, чтобы кино «тормозило» при таком уровне воспроизведения кадров?), на консолях «воспроизведение кадров в секунду» фиксировано как 30 кадров и у консольщиков ничего не тормозит. Чисто научно считается, что человек «видит» со скоростью 24 кадра в секунду (отсюда и «выдумки» про 25-й кадр, который, например, в фильме «Бойцовский клуб» Тайлер Дёрден использовал «по-своему»), поэтому все, что медленнее 25-ти кадров в секунду, воспринимается как «притормаживание», все, что больше – не распознается.



Начнем, пожалуй, с игры Ведьмак 2: Убийцы королей. Расширенное издание (в. 3.2)


Данная игра примечательна тем, что демонстрирует просто чудеса графики даже на DirectX 9. Создать такую красивую и детализированную картинку с видеоэффектами уровня Direct X 10 и 11… поляки молодцы, что тут скажешь. Есть у игры такая настройка графики как «Запредельное качество». Вот только эта опция отключена, так как она способна «поставить на колени» даже одночипового флагмана 6970 (как там обстоят дела с 7970 – не знаю, тесты не попадались). Был как-то у меня эксперимент поиграть с этой настройкой – средний fps в пределах 22-х кадров… Поэтому данная опция настройки графики отключена до лучших времен.



Как видно по диаграмме, средний fps находится в пределах 55 – 60 кадров в секунду. Загрузка графического процессора – 99 %, загрузка видеопамяти – 998 МБ. Причем память ведет себя довольно странно – при повторной загрузке игры с тестового участка показатель загрузки памяти стартовал со значения 670 МБ и по мере прохождения того же участка вырос до 1000 МБ. Предел ли это? Может какой-то «косяк» игры или системы?,, Но в любом случае, на комфорт в игре это не влияет – игра идет плавно, без рывков, подтормаживаний и «проседания» fps.

Metro 2033


 

С таким «тяжеловесом» как Metro 2033 ASUS HD6870 DirectCU пришлось нелегко, но она вполне справилась. Диапазон среднего значения выдаваемых кадров в секунду держится в пределах 33 – 40 кадров, что является вполне достаточным количеством для комфортной игры. Средний показатель потребляемой игрой видеопамяти – 830 МБ. 
«Проседание» fps до 0 на второй диаграмме – это сворачивание-разворачивание экрана игры для проверки «заполнения» диаграммой графика и не связано с игрой непосредственно.

Max Payne 3 (v. 1.0.0.47)

Данная игра ограничивает допустимые настройки качества картинки в зависимости от объема видеопамяти видеокарты – превысишь допустимый объем памяти и игра не даст применить выбранные настройки. Игре для применения всех максимальных настроек качества картинки необходимо не менее 1,5 ГБ видеопамяти, но и тут есть свои нюансы. Наибольший объем памяти требуется для мультисемплингового сглаживания (MSAA), но в игре при применении данной настройки сглаживание работает наоборот – появляются «лесенки» по краям модели. И это не «ошибка» системы (с данной проблемой столкнулись очень многие (если не все) пользователи, о чём свидетельствуют десятки тем на профильных форумах), а недоработка разработчика игры, студии Rockstars Games (может быть в следующих патчах данный «баг» и исправят, но пока будем довольствоваться режимом сглаживания FXAA - он не такой жадный на видеопамять и делает картинку вполне «сглаженной»). Если не включать сглаживание MSAA игре будет достаточно 1-го ГБ видеопамяти для установки всех параметров изображения на максимальный уровень.



Как видно из диаграмм для продолжения легендарно Max Payne видеокарты ASUS HD6870 DirectCU более чем предостаточно, хотя игра довольно требовательна как к видеокарте, так и к остальному «железу». И не забываем об отключенном сглаживании MSAA – эта настройка даже на минимальном уровне довольно сильно снизит средний fps (конечно, когда её исправят… и если исправят…).

Crysis 2



Да, Crysis 2 тоже покорился ASUS HD6870 DirectCU. Все настройки картинки были выставлены на «МАКС» (выставление настроек на «пресет» в настройках графики игры «МАКСИМУМ» - это половина качества, средние настройки, а вот «МАКС» - это макс, дальше уже некуда). Видеокарта обеспечивает комфортный уровень игры и в этом шутере. Память игрушка съела всю… это нормально, ведь просит она 2 гигабайта, но даже с одним гигабайтом набортной видеопамяти можно играть на максимальных настройках, подгрузки не мешают и не приводят к рывкам и притормаживаниям.

S.T.A.L.K.E.R.: Зов Припяти



Бесспорный шедевр графики, да и как по мне, геймплея и «атмосферности», отечественного игростроя также оказался «по зубам» ASUS HD6870 DirectCU. Замеры показателей кадров в секунду производились «на рассвете» для графика 1 («в данное время суток» видеокарте наиболее сложно прорисовывать картинку из-за обилия графических эффектов – солнечные лучи, сложное затенение и прочие визуальные эффекты, связанные с освещением). График 2 – типичные для самых высоких настроек графики «визуальные» эффекты во время боя с несколькими противниками. Хоть игра и забрала всю видеопамять, но как видно из диаграмм – игра идет с очень высоким уровнем «среднего кадра в секунду» и недостатка в памяти аж никак не ощущается.

В общем, по итогам тестирования видеокарты в играх, видно, что с сегодняшними тяжелыми в плане графики и требовательными к производительности видеоускорителя играми ASUS HD6870 DirectCU справляется в полном объеме и на сегодняшний день в актуальных играх её производительности вполне хватает. Протестированные игры идут плавно, без рывков и притормаживаний (нет, ну бывает совсем редко – при подгрузке карты или текстур - но это уже камень в огород разработчиков за оптимизацию игры или медленного винчестера). И даже те игры, которые используют и просят более 1-го гигабайта видеопамяти ведут себя хорошо - недостаток этой самой памяти, аж никак не ощущается и не сказывается на комфортность в игре. С «завтрашними» играми видеокарта, думаю, тоже покажет себя на достойном уровне. Что же будет послезавтра – ну это уже будет послезавтра. Учитывая, что такие требовательные как к видеокарте, так и ко всему прочему «железу» ПК игры, как Crysis 2 и Metro 2033, выходят не каждый день, то ASUS HD6870 DirectCU может послужить еще довольно долго.


Хочу предупредить возражение читателей, что такой высокий fps в играх держится только из-за того, что тестировались игры при разрешении 1280 х 1024, а при большем разрешении показатель среднего кадра в секунду снизиться. Да, снизиться, но по тестам на разных разрешениях, проведенных другими ресурсами видно, что такое снижение будет в пределах 5-ти кадров. Из протестированных игр только Metro 2033 может приблизиться к критическому показателю в 25 кадров (и то не сильно), остальные же игры имеют значительный запас «по прочности» и сильным снижением среднего кадра в секунду на увеличение разрешения экрана не отреагируют. В крайнем случае, можно немного снизить те настройки качества, которые не являются критическими для общей «красоты» картинки, например, параметр «Плотность травы» в S.T.A.L.K.E.R. Зов Припяти, или любой другой параметр графики, который вы посчитаете не обязательным.


В целом, карта хорошо справляется с играми, сильно не шумит (конечно же, если не выставлять обороты кулера на 100 %), аккуратно спаяна и использует качественные компоненты… красота.


Если есть желание собрать «геймерский» ПК, но бюджет на покупку ограничен небольшой суммой денег, то покупка ASUS HD6870 DirectCU, учитывая её вполне доступную цену в магазинах и достаточную на сегодняшний день производительность, полностью себя оправдывает (только нужно немного поторопиться пока карта не ушла с прилавков этих самых магазинов). За свои деньги вы получите качественный и вполне производительный продукт.

Плюсы:
- доступная, как для геймерской видеокарты (пусть и начального уровня) цена;
- отличное качество и аккуратность сборки;
- использование при производстве карты качественной компонентной базы;
- достаточная на сегодняшний день производительность;
- тихая и эффективная система охлаждения;
- хорошо держит разгон;
- усиливающая алюминиевая пластина с «функцией» отвода тепла;
- три года гарантии.

Минусы:
- начну минусовать с отсутствия какого-либо охлаждения чипов памяти. Может инженеры ASUSTek и посчитали их лишними, но, по-моему это они зря. К тому же на все следующие карты с системами охлаждения DirectCU II они все-таки ставят охлаждающую пластину на чипы памяти;
- а вот и все, вроде бы минусов больше нет...

P. S. Раз уж представилась такая возможность… хотелось бы попрощаться с таким родным «словом из трёх букв», а именно «ATI». Больше мы его не увидим… Руководство AMD приняло решения отказаться от известного, а главное, узнаваемого бренда «ATI» и теперь, начиная с видеокарт серии 6ххх, будет рисовать на чипах видеокарт свою аббревиатуру AMD. Хоть оставили нам «Radeon» – и на том спасибо…

P. P. S. И на последок. На просторах Интернета, на разных форумах часто ведутся словесные баталии между пользователями на тему: «Если снять «родной» кулер видеокарты, потеряется ли гарантия?». Множество сторонников насчитывают как ответ «Да!», так и ответ «Нет!». В частности ASUS ставлю жирную точку по данным спорам моей перепиской с техподдержкой ASUS:
Вопрос: «Добрый день. Если снять штатную систему охлаждения с видеокарты для её чистки и заменить заводскую термопасту другой, аннулируется ли гарантия на данную видеокарту и может ли сервисный центр отказаться от приёма данной видеокарты по гарантии?» 
И ответ: «Добрый день, Артём. Да, в результате описанных Вами действий, гарантия на видеокарту пропадает. С уважением, Техническая поддержка компании ASUS.»

Автор: Артём О. (С)