Авторизуйся и получи скидку!

Обзор ASUS HD 7770 Dual Fan


Опубликовано: 2013-06-26 11:04:58

ASUS HD 7770

Сегодня перед нами представитель уровня производительности «midle» без всяких там «end». Просто «midle». Из «красного» лагеря AMD. Видеокарта ASUS HD 7770 Dual Fan (обозначение Dual Fan – это не маркировка производителя, а только мой энтузиазм дабы не возникало путаницы. Есть у ASUS`а и другие версии видеокарт HD 7770 с различными системами охлаждения, соответственно промаркированные. Вот и нашей дадим некоторое выделяющее обозначение, чтоб не путать ее с референсной картой). К стати, по задумке ASUS, СО Dual Fan позиционируется чуть выше, чем DirectCU (одновентиляторный). Цену при этом немного приподнять никто не забыл.


Немного о цене. Цена продукта «midle» наиболее соответствует его возможностям – цена не очень высока и, соответственно, производительность того же уровня. Этот сегмент наиболее оптимален при сборке не очень дорогого, но уже с замашкой на звание «геймерского» ПК: сколько заплатили – столько и получите. Кстати, именно у видеокарт уровня «midle» без всяких там «end» соотношение показателей цена – производительность наиболее, так сказать, гармонична. У следующих ниш зачастую цена возрастает аж никак не пропорционально росту производительности, и заметно опережает своего напарника. Да и, как показывает практика, распространены карты совсем среднего ценового – производительного сегмента куда больше, чем карты более высоких уровней.


Что можно выжать из недорогой видеокарты и на что она способна за потраченную на нее 1 килогривну (+ / - сотня – в зависимости от производителя)? Многие пользователи вполне довольны тем, что им выдает видеокарта данного уровня производительности (да за свою то цену…) – естественно, что при этом на максимальные настройки игровой графики редко кто замахивается, но все же… Вот это мы и выясним.


Музыка. Куду же без нее та?! На сегодня – это… пусть будет классика… Guns`n`roses. Вот только бы работа сегодняшней ASUS HD 7770 Dual Fan не была бы такой скрипучей, как голос Эксл Роуза …


ASUS HD 7770 Dual Fan значительно уступает по габаритам картам более высокого уровня и имеет соответствующую небольшую упаковку. Оформление коробки все тоже:



К тому же производитель решил сэкономить еще и на внутренностях коробки – нет никаких защитных и толстых блоков пенокартона, предохраняющих видеокарту от всяких там ЧП при перевозке, - только простая картонная коробка, в которую втискивается карта, с отсеком для аксессуаров


В комплект поставки ASUS HD 7770 Dual Fan входят: мостик CrossFire; переходник с DVI на D-Sub; диск с программным обеспечением и инструкция по быстрой установке видеокарты.



Может быть, на всякой мелочи ASUS и экономит (не велика то потеря…), а вот, что касается самой карты – там все по полной программе:
- компоненты выполнены из суперсплава Super Alloy Power (SAP), которые повышают производительность карты на 15%, продлевает ее срок службы в 2,5 раза и греются они значительно меньше, чем компоненты, примененные на референсной карте (естественно, что все перечисленные «выше» относятся также к референсному варианту).
- подсистема питания ГПУ усилена одной дополнительной фазой: 4 против 3-х фаз на референсной карте (кстати, и нереф. карт от других производителей – кроме ASUS`овских карт другие этим похвастаться не спешат ).
- за управление работой подсистемы питания отвечает ШИМ-контроллер Hybrid Digi + VRM.



Не поскупилась ASUS и на объем памяти: стандартно у карт HD 7770 (кто бы их там еще не производил) идет 1 гигабайт VRM, а на нашу ASUS HD 7770 Dual Fan прикручено 2 гигабайта. Это единственный экземпляр из всех видеокарт HD 7770 с таким объемом, который мне попадался. Вопрос лишь в том, что сможет ли чип HD 7770 переработать все то, что поместится в 2-х гигабайтах памяти.


Своей поделке HD 7770 Dual Fan ASUS приделали дополнительные 95 МГц частоты ГПУ, что в итоге дает пользователю на камне 1020 МГц против заводских 925 – не зря же устанавливали более качественную подсистему питания и лепили еще одну фазу. Заводской разгон – это зачастую очень хорошо, особенно тем, кто не заинтересован в разгоне «в ручном режиме» по причине нежелания лишится гарантии – а так, и разгон и гарантия… всё есть. Также не обошли стороной частоту памяти – 4600 МГц против 4500 заводских. Маловато, но все же лучшем, чем без него.


А теперь немного о менее приятных вещах: на плате распаяны чипы памяти, производства компании «Elpida» - это не то, что бы плохо, это скорее «можно было чуть лучше». Чипы памяти – 8 шт. распаяны с двух сторон платы, что по большому счету тоже совсем не плохо, но из-за охлаждения только четырех из них… Это было раз, два – это снижение частоты памяти по сравнению с HD 6770 (и заводской разгон тут не спасает, проигрыш 100 МГц предшественнику).


Размеры карты (длина) еще немного ужались по сравнению с аналогичной картой предыдущего поколения, и она без каких либо проблем влезет в компактный корпус ничему не мешая.


 

Система охлаждения

Конструкция радиатора системы охлаждения ASUS HD 7770 Dual Fan примитивна, как лапоть: цельный брусок алюминия с ребрами. Никаких тепловых трубок, прямого их контакта с ГПУ, тонких ребер и прочих технических выдумок в ней не используется. Зато есть 2 вентилятора – учитывая, что камень не особо то и мощный, ест электричества не много, и без разгона (да и с ним тоже не особо) греется не должен, то система охлаждения должна вполне справляться.


Единственный заслуженный плюс данной конструкции – это контакт чипов памяти (с лицевой стороны платы, те, что с тыльной стороны – в пролете) с основой радиатора. Вон через те самые черные термопрокладки они и контактируют. На более продвинутых картах, типа х7хх, ASUS совсем не переживает по поводу охлаждения памяти и оставляет чипы без радиаторов – надеется, что им хватит обдува воздухом от вентиляторов, а тут вдруг решилась.


Кстати, коллеги после разборки СО, не очень хорошо отзывались о стандартной заводской термопасте – чтоб снять радиатор приходилось прикладывать немало усилий, а это при неаккуратных телодвижениях чревато отрыванием либо самого кристалла, либо всей подложки (что, в принципе одинаково смертельно для видеокарты). Будьте осторожны.



Вид сверху на сам радиатор:



Совершенно ничего интересного и нового.


С холодного старта ГПУ набирает 28 °С и со временем доходит до 30 – рабочие частоты в 2D режиме для процессора 300 МГц, для памяти – 150. При таких условиях вентиляторы СО набирают 1058 оборотов в минуту или 30 %. Работу вентиляторов в простое карты не слышно вообще – на фоне системных вентиляторов и СО центрального процессора он не выделяется.


А теперь прогрев FurMark`ом: за три минуты кочегарки максимальная температура составила 73 °С, обороты вентилятора (судя по всему на ASUS HD 7770 Dual Fan вентиляторы установлены такие же, как и на СО карт 78хх) – 71 % или 2761 оборотов. На удивление СО оказалась довольно тихой – так, немного слышный и заметный шум при отключении всех остальных источников звука (если специально прислушиваться). При принудительном включении вентиляторов на 100 % СО шумит, при чем довольно таки неприятно – но кто ж ее врубает на 100 % на постоянку? На мой слух предел комфортности закончился отметкой в 65 % (или 2548 оборотов). На практике далеко не все игры способны разогреть карту так, как синтетический тест, так, что посмотрим – будет ли превышен порог в 65 % оборотов в живых условиях.

ТТХ видеокарт HD 6770, HD 7770, HD 7870 (данные заводские, без изменения вендорами).

Наименование

HD 6770

HD 7770

HD 7870

Кодовое имя

Juniper

Cape Verde XT

Pitcairn XT

Техпроцесс, нм

40

28

28

Размер ядра/ядер, мм2

170

123

212

Количество транзисторов, млн

1040

1500

2800

Частота ядра, МГц

850

925

1000

Напряжение на ядре, В

1,15

1,23

1,25

Число шейдеров (PS), шт.

800

640

1280

Число блоков растеризации (ROP), шт.

16

16

32

Число текстурных блоков (TMU), шт.

40

40

80

Макс. скорость закраски, Гпикс/с

13,6

16

32

Макс. скорость выборки текстур, Гтекс/с

34

40

80

Версия пиксельных/вертексных шейдеров

5.0 / 5.0

5.0 / 5.0

5.0 / 5.0

Тип памяти

GDDR5

GDDR5

GDDR5

Эффективная частота памяти, МГц

4800

4500

4800

Напряжение на памяти, В

1,6

1,55

1,6

Объём памяти, Мбайт

1024

1024

2048

Шина памяти, бит

128

128

256

Пропускная способность памяти, Гбайт/с

76.8

72

153.6

Потребляемая мощность 2D / 3D, Вт

17 / 108

3 / 80 

3 / 190

Crossfire/Sli

да

да

да

Размер карты (ДхШхВ), мм

220 х 100 х 37

210 x 100 x 38

245 x 100 x 38

Тестирование

Тестовая конфигурация:
Процессор – Intel Core i 5 - 2500K 3,3 ГГц 
Охлаждение ЦП – ASUS Silent Squere EVO + термоинтерфейс Arctic Cooling MX-4
ОЗУ – 2 х 2 ГБ Kingston KVR1333D3S8N9/2G 1333 МГц 
Видеокарта - ASUS HD 7770 Dual Fan
Материнская плата – ASUS P8P67-M PRO
Накопители – SSD OCZ Vertex 3 64 ГБ + HDD Seagate 250 ГБ 
Блок питания – Aerocool Strike X 600W
Монитор – ASUS ML238 (диагональ 23``, разрешение 1920 х 1080)
Операционная система – Microsoft Windows 7 Ultimate SP1 x86
Драйвер видеокарты – AMD Catalyst 13.1 (в настройках драйвера значения настроек выставлены на «использовать настройки приложения», тесселяция – оптимизировано AMD, Catalyst A. I. (качество фильтрации текстур) – высокое качество, режим сглаживания - качество).


Замер fps провожу утилитой MSI Afterburner (версия 2.2.4), примерная продолжительность тестового отрезка – 5 минут.


Пределом комфортности считаю показатель fps не ниже 25 (лучше 30) кадров в секунду - фильм идет со скоростью воспроизведения 24 кадра в секунду (кто-нибудь замечал, чтобы кино «тормозило» при таком уровне воспроизведения кадров?), на консолях «воспроизведение кадров в секунду» фиксировано как 30 кадров и у консольщиков ничего не тормозит. Чисто научно считается, что человек «видит» со скоростью 24 кадра в секунду, поэтому все, что медленнее 25-ти кадров в секунду, воспринимается как «притормаживание», все, что больше – не распознается.


Тестировать карту уровня «Midle» без «end» со сглаживанием MSAA уровня х8 особого смысла нет – и так понятно, что она его не потянет. Фиксировать слайд – шоу как –то не… Поэтому, если не указано иное, MSAA будет установлено на значение х4.

Начнем, пожалуй, с METRO: 2033.


Установкой настроек графики на пресет «Very High» мучить не будем, а будем мучить установкой «High» с включенным MSAA x4, Derect X 11 + тесселяция – улучшенная глубина резкости (DOF).



ASUS HD 7770 Dual Fan хоть и опасно близко приближается к заветным 25-ти fps, но все же держится. Иногда в загруженных сценах ощущается несильное, но все же притормаживание и есть какая-то дискомфортность.


Тот же самый отрезок игры, но уже со сглаживанием AAA – адаптивный анти-алаисинг.



Так дела с fps обстоят значительно лучше – никаких тормозов, а вот с красвостью картинки все плохо – сплошные лесенки по краям маделей. Попробуем оставить сглаживание MSAA x4, но снизим общие настройки графики до «Normal».



Так играть тоже можно – fps держится на приемлемом уровне, если нет каких – либо тяжелых спецэффектов или вне боя, то он вовсе перешагивает за 60 fps (один раз в показателях была отметка в 103 кадра), но вот всех красот постапокалипсного метро уже не видать. Основная масса красивостей убирается, хортя она все равно смотрится очень даже ничего.


Ладно, попробуем уровень настроек «Very High», но, естественно, без сглаживания:



В принципе – очень даже ничего, ASUS HD 7770 Dual Fan вполне таки себе нормально потянула этот уровень настроек. А я то думал, что ничего из этого не выйдет – ошибся.
Резюмируя METRO: 2033 и ASUS HD 7770 Dual Fan в ней, можно сказать, что видеокарта справилась, но есть выбор: либо средние настройки и сглаживание, либо высокие (даже очень) настройки, но уже без сглаживания.

Hitman: Absolution (версия игры 1.0.444.0)


Начнем со следующих настроек: MSAA x2, текстуры – высоко, детализация – ультра, фильтр текстур – анизатропный х16, глубина резкости – выкл., SSAO – высоко, качество теней – ультра, FXAA, тесселяция, глобальное освещение – включены.


По результатам игрового бенчмарка ASUS HD 7770 Dual Fan показала следующий результат: мин. fps – 18, максимум – 28, средний – 23 кадра. Неплохо. Эти же настройки, но уже во время игры: городок Хоуп и его разнос.



Нет. На таких настройках ASUS HD 7770 Dual Fan не рулит. Уберем сглаживание, тени поставим на «высоко», SSAO – «норм.»:



Так-то лучше. Запаса производительности думаю, хватит и на повышение опций настройки игровой графики, которые были снижены. Да и второй «бонусный» гигабайт видеопамяти пришелся очень кстати – без него пришлось бы понизить качество текстур, а так все нормально. Запишем жирный плюс именно конкретной ASUS HD 7770 Dual Fan. Дальше прогуляемся по «Чайнатауну»:



Очень хорошо. ASUS HD 7770 Dual Fan показывает отличный результат в данной сцене. При условии отключения сглаживания.


Температура ГПУ за время тестового отрезка доходила до отметки в 64 °С, при этом вентиляторы раскручивались до 49 % оборотов. Шума нет.


Вообще наша видеокарта теоретически и должна нормально потянуть игру при минимальных настройках сглаживания, если ее поставить в разгон и на крайний случай поэкспериментировать с понижением некоторых не критичных глазу настроек графики.

Ведьмак 2: Убийцы королей. Расширенное издание


Настройки игры установлены на максимум, запредельное качество – отключено.



Геральт на производительность ASUS HD 7770 Dual Fan в данной сцене не особо то и жалуется – ее хоть и «впритык», но вполне хватает. Тестовый участок – бой с несколькими противниками в резиденции Лоредо: много противников, динамика боя + спецэффекты. Игралось вполне комфортно. Теперь тот же участок, но с отключением сглаживания.



Особо заметного эффекта отключение сглаживания не принесло. Игра идет немного лучше, но все же было несколько неприятных моментов просадок. Да и при резком развороте камеры игра уже почти захлебывалась. Еще один из способов заработать пару fps – это отключить глобальное освещение (жаль, это довольно красивый эффект). А еще остается вариант разгона чипа, должно хорошо подействовать. Где-то на + 5 fps к минимуму.


И третий забег уже на открытой местности – лес в окрестностях Флотзама (настройки аналогичны «замеру» выше):



Нет, все равно что-то не то… Отключаем SSAO, размытие при движении, качество теней устанавливаем на отметку: «высокое», качество света с тенью тоже на «высокое». Пробуем.



Немногим лучше, но все же есть некоторое проседание, и, что уже хуже – они заметные в игре.


Значится, для нормальной игры в Ведьмак 2 на ASUS HD 7770 Dual Fan все же нужно снижать настройки графики на средние, и там уже экспериментировать с повышением некоторых из них.

Max Payne 3 (версия игры v1.0.0.113). Настройки графики установлены на максимум, сглаживание MSAA отключено.



Ну хоть с Максом у ASUS HD 7770 Dual Fan никаких сложностей не возникло. Игровой отрезок шел без каких-либо трудностей. Посмотрим, что будет на следующем:



Да. Так и есть – Max Payne 3 идет без проблем (естественно без включения MSAA).

 

S.T.A.L.K.E.R. Зов Припяти


Все настройки установлены на самый максимум, включено улучшенное полное освещение DX10, уровень сглаживании – максимально допустимый игрой – х4. Единственное, что не получилось включить – это детальные текстуры. Чем еще хорош S.T.A.L.K.E.R., так это тем, что он имеет очень гибкие настройки графики: что нравится – оставляем, а что не нравится – то в печь. Начнем с максимальных настроек «в дневное время».



Нормально. Близко к нижней границе, но нормально. В конце графика видно какие-то дикие скачки fps, но не деле это заметно не было. А теперь «утро»:



Стало хуже. Утреннее солнце Зоны со своими эффектами ASUS HD 7770 Dual Fan не под силу. На графике сразу заметен настоящий обвал линии. Это выход с базы на «Скадовске» на открытое пространство с восходящим солнцем. Но, как было сказано выше, есть много настроек, которые можно скорректировать, среди них и настройки пагубного солнца и прорисовки лучей.



Улучшение показателя fps заметно сразу, а настройки «Качество солнца» и «Солнечные лучи» (в меню расширенных настроек) были снижены на 1 пункт до значения «Высоко». Что бы от этого как-то сильно пострадала красивость картинки я б не сказал. Все практически тоже – самое, и без микроскопа толком не разобраться.

Crysis 3.


Ясное дело, что ни о каком максимуме и сглаживании и речи быть не может – я же не хочу, чтоб видеокарта взорвалась. Начнем с чего-нибудь средненького, а если будет возможность, что-нибудь да и увеличим. Оставлю нетронутыми только текстуры – они на максимуме (пусть второй гигабайт VRM отрабатывает себя).



Ну надо же! Как для средне-производительной карты ASUS HD 7770 Dual Fan считаю данный результат ну очень даже хорошим. Просадки fps до и ниже 25-ти в самой игре заметны не были, и игра шла довольно таки комфортно. Хотя я просто скорее не рассчитывал на такой хороший результат и к разным мелким подергиваниям относился как к данности. Присмотримся повнимательнее:



Результат примерно тот же: район 30 fps. С проседаниями, но не критичными. В Crysis 3 при установке настроек игровой графики на «Средне» играть на ASUS HD 7770 Dual Fan можно вполне комфортно. Может даже включить сглаживание хоть на самую малость?



Не катит. Включение сглаживания MSAA, даже на самый низкий уровень – х2, почти в два раза уменьшает количество fps. Играть при таких условиях совсем ни как. Ну и ладно. На то он Crysis 3 – съесть все ресурсы компьютера и остаться при этом еще голодным.


Тогда поставим уровень настроек графики на «Высоко»:



Во как! Пусть и самые минимальные 25 fps, но все же держит! Разгон в помощь! Если дорисовать ASUS HD 7770 Dual Fan еще хотя бы 150 МГц по чипу, то (летать она все равно не будет…) показатель хотя бы не будет опускаться ниже заветных 25-ти fps, а это уже есть хорошо. Касательно температуры графического чипа: 64 °С и 51 % раскрутки вентиляторов (1930 rpm).


На этом экспериментов над ASUS HD 7770 Dual Fan в Crysis 3, наверное, хватит. Следует отметить, что справилась она с этой нелегкой задачей можно сказать на уверенное «Ура!». Для своего то класса…

ИТОГО. При запуске современных игр на максимальных настройках качества игровой графики (да еще и с включенным сглаживанием MSAA x4) ASUS HD 7770 Dual Fan приходится довольно таки тяжко. Дабы комфортно играть, сглаживание приходится отключать, да и иногда и прочие тяжелые настройки понижать до уровня «средних». Если игра предлагает действительно хорошее и гибкое меню настроек, то немного пошаманив над ними от такой игры вполне возможно получить fps на уровне 30 кадров и выше при повышении некоторых наиболее любимых пользователем настроек и снижения других. Если же разработчики пожадничали и оставили пользователю только возможность выбора из «высоко», «нормально», «низко», то тут уже особо не повыделываешься – сразу на «средне». Ну и, конечно же, разгон видеокарты. Ей добавить сотню – другую мегагерц и побежит она немного резвее.


Система охлаждения, при всей ее простоте, вполне хорошо справляется с нагревом чипа и обозначенный в начале статьи предел комфортности в 65 % оборотов вентиляторов ни разу превышен не был. СО довольно таки себе нормальная. С нагревом разогнанного чипа тоже должна хорошо справиться – что при этом будет с «порогом комфортности» сказать не берусь, но до 100 % оборотов дело уж точно не дойдет.


Что касается конкретной ASUS HD 7770 Dual Fan, то она вполне может заманить в ряды своих покупателей смотрящих в сторону конкурентов неопределившихся пользователей: второй гиг памяти, усиленная подсистема питания – вполне полезные вещи. И предлагает их только ASUS HD 7770 Dual Fan.


И не стоит забывать, что мы говорим о видеокарте ценой в где то там 1100,00 гривен.

 

P.S. Попалась не так давно на просторах интернетов одна заметка под названием «Хорошо иметь папу-программиста». Хочу ей поделится.

«Хорошо иметь папу-программиста. В этом убедилась трехлетняя дочь Майка Мика (Mike Mika) — креативного директора студии Other Ocean Interactive. Ради нее отец переписал исходный код классического Donkey Kong, чтобы она смогла сыграть за принцессу, а не за Марио.


«Мы с моей трехлетней дочерью частенько играем в старые игры», — рассказал Мика. — «Ей больше всего нравится Donkey Kong. Пару дней тому назад она спросила, может ли она сыграть за принцессу и спасти Марио, а не наоборот. Дело в том, что недавно она играла за принцессу в Super Mario Bros. 2 и подумала, что то же самое можно сделать в Donkey Kong. Я объяснил, что в этой игре так делать нельзя, и это ее очень расстроило». Тогда Мика решил не сдаваться. «Дети всегда хотят от родителей невозможного, однако это был не тот случай. Я ведь все-таки разработчик игр, и мне по силам было это сделать». Он позвал своего коллегу и друга Кевина Уилсона (Kevin Wilson), и ночью они вдвоем взломали Donkey Kong и заменили Марио на принцессу. Правда, реализовать это было не так просто, так как для нового персонажа необходимо было записать анимацию. Тем не менее, к утру все было готово, и дочка Майка очень обрадовалась, когда все-таки смогла поиграть за принцессу.»


 

Всё. До новых встреч в эфире.

Автор: Артём О. (С)